По убеждению посла по особым поручениям президента Армении в 1992-1995 годах, главы Службы национальной безопасности РА в 1994-1995 годах Давида Шахназаряна, проблема подписания соглашения Армения-ЕС находится в ЕС, а не в Москве.
«Аравот»: Господин Шахназарян, шестнадцатого октября, после долгого перерыва, в Женеве состоялась встреча президентов Армении и Азербайджана. Какое у вас сложилось впечатление от переговоров?
Давид Шахназарян: Очевидно, что сам факт состоявшейся в Женеве встречи, как и ее повестка и результаты, судя по совместному заявлению министров иностранных дел Армении и Азербайджана и сопредседателей Минской группы ОБСЕ, в основном удовлетворяют армянскую сторону, в отличие от азербайджанской. Как отмечено в заявлении, на переговорах говорилось о дополнительных мерах по снижению напряжения на линии соприкосновения, чего Азербайджан всячески избегал. Примечательно, что во время встречи, от начала переговоров в Женеве до их завершения, азербайджанская пресса сообщала информацию о встрече, публиковала фотографии, ссылаясь на пресс-секретаря президента Армении.
Следует констатировать, что не только Алиеву не удалось избежать женевской встречи, но и переговоры прошли по повестке армянской стороны. И в целом сложилось такое ощущение, что Алиева привезли на эшафот. На фоне нынешних международных процессов для Армении женевская встреча прошла в довольно благоприятных условиях.
— Однозначно — нет! На самом деле, это Алиев отступил от своих позиций, соглашаясь на женевскую встречу. Говоря о переговорах «без предусловий», Алиев пытается намекать, что на повестке не должны быть договоренности Вены и Санкт Петербурга, и вообще, какого-либо вопроса о линии соприкосновения. Однако, я уверен, что в Женеве эти вопросы обсуждались, и даже достигнуты некоторые договоренности (другой вопрос — будут они соблюдаться или нет? Я считаю, что — нет). Других вопрос обсуждения и не было. Не исключаю, что перед встречей сопредседатели своим заявлением сделали дипломатический шаг, давая возможность Алиеву сохранить лицо, потому что организация женевской встречи являлась очень важной для стран — сопредседателей МГ ОБСЕ и Армении, между тем, как Алиев пытался любым путем избежать возвращения в переговоры в формате Минской группы ОБСЕ. Просто следует иметь в виду, что заявления Алиева направлены на внутреннюю аудиторию, и им не нужно обращать на них большое внимание. Вообще, для Алиева неприемлем формат МГ ОБСЕ, сейчас все его усилия направлены на европейские структуры и государства-члены ЕС.
— Какова цель Азербайджана в европейских структурах, к чему стремится Азербайджан?
— Международное сообщество — ЕС, другие европейские структуры, НАТО, отличают карабахский конфликт от всех остальных конфликтов на территории бывшего СССР. Во всех заявлениях европейских структур о конфликтах на постсоветском пространстве подчеркивается требование о сохранении принципа территориальной целостности, а в случае карабахского конфликта МГ ОБСЕ руководствуется тремя принципами — территориальная целостности государств, право народов на самоопределение и неприменение силы или угрозы ее применения.
В последние недели Алиев, по сути, предъявлял ультиматум европейским структурам и странам ЕС, даже пригрозил, что Азербайджан выйдет из Совета Европы. Что было целью Алиева? Два года назад в принятой на рижском саммите резолюции было констатировано, что участники саммита поддерживают усилия Минской группы ОБСЕ в деле мирного урегулирования карабахского конфликта, в том числе, заявление президентов стран-сопредседателей от 2009 года (в нем опубликованы шесть Мадридских принципов, лежащих в основе урегулирования карабахского конфликта, — прим. ред.). Два года назад сразу после принятия этой резолюции Алиев, а за ним и Маммедъяров покинули саммит Риги. Сейчас Азербайджан пытается добиться на саммите в Брюсселе того, чтобы относительно карабахском конфликте было принято заявление в защиту принципа территориальной целостности, то есть, Баку пытается коренным образом изменить формулировку резолюции рижского саммита.
Я не думаю, что Азербайджан добьется успеха, но у меня есть четкие сведения, что две страны ЕС, пока позвольте не упоминать их, ведут работу по осуществлению этой цели Азербайджана. Очевидно, что если ожидаемая Азербайджаном формулировка будет принята в резолюции (что я считаю почти невозможным), то станет просто бессмысленным подписание парафированного Арменией и ЕС соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнерстве. Армянская дипломатия, и не только, также все политическое пространство, общественные организации, экспертное сообщество — все должны проделать серьезную и огромную работу до ноябрьского саммита в Брюсселе в этом направлении, чтобы формулировки резолюции рижского саммита сохранились, и некоторые страны не смогли бы начать даже обсуждения невыгодных для Армении и Арцаха формулировок. Вопрос о подписании соглашения с ЕС является целью номер один внешней политики Армении. Подписание этого документа с Арменией является одним из основных пунктов брюссельского саммита Восточного партнерства. Вторым является проект по долгосрочным действиям в формате «Восточное партнерство-плюс», в которое входят страны, подписавшие договор об Ассоциации с ЕС — Грузия, Молдавия и Украина.
— То есть в вопросе подписания соглашения ЕС с Арменией есть препятствия с европейской стороны?
— Да, проблема в ЕС, а не в Москве. О первом препятствии я уже сказал. Но есть и второе препятствие, которое считается техническим. Три страны-члена ЕС (опять же, разрешите не называть их), по моим сведениям, еще не перевели текст соглашения на свои национальные языки и до сих пор затягивают перевод текста.
— Но на прошлой неделе ЕС и МИД Армении опубликовали текст соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнерстве ЕС с Арменией, окончательное подписание которого ожидается в ноябре в Брюсселе во время саммита Восточного партнерства. Не означает ли это, что хотя бы технических проблем уже нет, и ЕС уверен, что соглашение будет подписано?
— Парафированное соглашение с Арменией о всеобъемлющем и расширенном партнерстве было опубликовано по обоюдному согласию Еврокомиссии и Армении. Это тот документ, который был согласован Еврокомиссией и отправлен в Европейский Совет, который для свое подтверждение, но документ должен получить согласие всех стран-членов ЕС. Это правовая сторона вопроса, но более важной является ее политическая сторона. Не исключаю, что опубликованием этого документа ЕС в некотором смысле отправил сигнал, в первую очередь, тем странам, которые пока не перевели текст соглашения, как и тем двум странам, которые пытаются включить формулировки алиевской позиции в Брюссельскую резолюцию.
Было это случайностью или совпадением, но, тем не менее, примечательно, что текст соглашения был опубликован перед встречей Саргсян-Алиев в Женеве. При этом, формулировка о карабахском конфликте в документе в целом приемлема для армянских сторон и неприемлема для Азербайджана. После подписания соглашения Армения-ЕС (отмечу, что оно является бессрочным) государства-члены ЕС в вопросе карабахского конфликта должны руководствоваться зафиксированной в документе формулировкой. Это, к стати, тоже противоречит той политике, которую сегодня проводит Азербайджан.
Кроме этого, следует отметить, что если соглашение между Арменией и ЕС будет подтверждено Европейским Советом, невозможно, чтобы в Брюссельской резолюции Восточного партнерства принимались формулировки противоречащие этим формулировкам о карабахском конфликте.
Женевская встреча существенно уменьшила возможности Азербайджана и государств-членов ЕС, которые пытаются изменить формулировки, касающиеся карабахского конфликта в резолюции, принятой на Рижском саммите. Помимо этого, я уверен, что как сам факт женевской встречи, так и повестка будут способствовать тому, чтобы в Брюсселе было подписано соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве между Арменией и ЕС.
P.S. Интервью сделано после окончании переговоров в Женеве, сразу после распространения совместного заявления сопредседателей Минской группы ОБСЕ и министров иностранных дел Армении и Азербайджана.