Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Было такое впечатление, что Алиева привели на эшафот

© REUTERS / Denis BalibouseПрезидент Азербайджана Ильхам Алиев и президент Армении Серж Саргсян в Женеве
Президент Азербайджана Ильхам Алиев и президент Армении Серж Саргсян в Женеве
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Следует констатировать, что не только Алиеву не удалось избежать женевской встречи, но и переговоры прошли по повестке армянской стороны. И в целом сложилось такое ощущение, что Алиева привезли на эшафот. На фоне нынешних международных процессов для Армении женевская встреча прошла в довольно благоприятных условиях.

По убеждению посла по особым поручениям президента Армении в 1992-1995 годах, главы Службы национальной безопасности РА в 1994-1995 годах Давида Шахназаряна, проблема подписания соглашения Армения-ЕС находится в ЕС, а не в Москве.


«Аравот»: Господин Шахназарян, шестнадцатого октября, после долгого перерыва, в Женеве состоялась встреча президентов Армении и Азербайджана. Какое у вас сложилось впечатление от переговоров?


Давид Шахназарян: Очевидно, что сам факт состоявшейся в Женеве встречи, как и ее повестка и результаты, судя по совместному заявлению министров иностранных дел Армении и Азербайджана и сопредседателей Минской группы ОБСЕ, в основном удовлетворяют армянскую сторону, в отличие от азербайджанской. Как отмечено в заявлении, на переговорах говорилось о дополнительных мерах по снижению напряжения на линии соприкосновения, чего Азербайджан всячески избегал. Примечательно, что во время встречи, от начала переговоров в Женеве до их завершения, азербайджанская пресса сообщала информацию о встрече, публиковала фотографии, ссылаясь на пресс-секретаря президента Армении.


Следует констатировать, что не только Алиеву не удалось избежать женевской встречи, но и переговоры прошли по повестке армянской стороны. И в целом сложилось такое ощущение, что Алиева привезли на эшафот. На фоне нынешних международных процессов для Армении женевская встреча прошла в довольно благоприятных условиях.


— За несколько дней до женевской встречи президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что переговорный процесс урегулирования карабахского конфликта перезапускается «без всяких предусловий». «Армения выдвигала всякого рода предусловия, желая провалить возобновление переговоров, но сейчас вынуждена отказаться от этой политики», — заявлял Алиев. Сопредседатели Минской группы ОБСЕ 24-ого сентября в Нью-Йорке после встречи министров иностранных дел Армении и Азербайджана выступили с совместным заявлением, в котором отметили, что их целью является организация встречи президентов Армении и Азербайджана, однако они не упомянули требования по выполнению договоренностей, достигнутых в прошлом году в Вене и Санкт Петербурге. Господин Шахназарян, официальный Ереван сделал шаг назад от своей позиции и больше не настаивает на выполнении венских и санкт-петербургских договоренностей?


— Однозначно — нет! На самом деле, это Алиев отступил от своих позиций, соглашаясь на женевскую встречу. Говоря о переговорах «без предусловий», Алиев пытается намекать, что на повестке не должны быть договоренности Вены и Санкт Петербурга, и вообще, какого-либо вопроса о линии соприкосновения. Однако, я уверен, что в Женеве эти вопросы обсуждались, и даже достигнуты некоторые договоренности (другой вопрос — будут они соблюдаться или нет? Я считаю, что — нет). Других вопрос обсуждения и не было. Не исключаю, что перед встречей сопредседатели своим заявлением сделали дипломатический шаг, давая возможность Алиеву сохранить лицо, потому что организация женевской встречи являлась очень важной для стран — сопредседателей МГ ОБСЕ и Армении, между тем, как Алиев пытался любым путем избежать возвращения в переговоры в формате Минской группы ОБСЕ. Просто следует иметь в виду, что заявления Алиева направлены на внутреннюю аудиторию, и им не нужно обращать на них большое внимание. Вообще, для Алиева неприемлем формат МГ ОБСЕ, сейчас все его усилия направлены на европейские структуры и государства-члены ЕС.


— Какова цель Азербайджана в европейских структурах, к чему стремится Азербайджан?


— Международное сообщество — ЕС, другие европейские структуры, НАТО, отличают карабахский конфликт от всех остальных конфликтов на территории бывшего СССР. Во всех заявлениях европейских структур о конфликтах на постсоветском пространстве подчеркивается требование о сохранении принципа территориальной целостности, а в случае карабахского конфликта МГ ОБСЕ руководствуется тремя принципами — территориальная целостности государств, право народов на самоопределение и неприменение силы или угрозы ее применения.


В последние недели Алиев, по сути, предъявлял ультиматум европейским структурам и странам ЕС, даже пригрозил, что Азербайджан выйдет из Совета Европы. Что было целью Алиева? Два года назад в принятой на рижском саммите резолюции было констатировано, что участники саммита поддерживают усилия Минской группы ОБСЕ в деле мирного урегулирования карабахского конфликта, в том числе, заявление президентов стран-сопредседателей от 2009 года (в нем опубликованы шесть Мадридских принципов, лежащих в основе урегулирования карабахского конфликта, — прим. ред.). Два года назад сразу после принятия этой резолюции Алиев, а за ним и Маммедъяров покинули саммит Риги. Сейчас Азербайджан пытается добиться на саммите в Брюсселе того, чтобы относительно карабахском конфликте было принято заявление в защиту принципа территориальной целостности, то есть, Баку пытается коренным образом изменить формулировку резолюции рижского саммита.


Я не думаю, что Азербайджан добьется успеха, но у меня есть четкие сведения, что две страны ЕС, пока позвольте не упоминать их, ведут работу по осуществлению этой цели Азербайджана. Очевидно, что если ожидаемая Азербайджаном формулировка будет принята в резолюции (что я считаю почти невозможным), то станет просто бессмысленным подписание парафированного Арменией и ЕС соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнерстве. Армянская дипломатия, и не только, также все политическое пространство, общественные организации, экспертное сообщество — все должны проделать серьезную и огромную работу до ноябрьского саммита в Брюсселе в этом направлении, чтобы формулировки резолюции рижского саммита сохранились, и некоторые страны не смогли бы начать даже обсуждения невыгодных для Армении и Арцаха формулировок. Вопрос о подписании соглашения с ЕС является целью номер один внешней политики Армении. Подписание этого документа с Арменией является одним из основных пунктов брюссельского саммита Восточного партнерства. Вторым является проект по долгосрочным действиям в формате «Восточное партнерство-плюс», в которое входят страны, подписавшие договор об Ассоциации с ЕС — Грузия, Молдавия и Украина.


— То есть в вопросе подписания соглашения ЕС с Арменией есть препятствия с европейской стороны?


— Да, проблема в ЕС, а не в Москве. О первом препятствии я уже сказал. Но есть и второе препятствие, которое считается техническим. Три страны-члена ЕС (опять же, разрешите не называть их), по моим сведениям, еще не перевели текст соглашения на свои национальные языки и до сих пор затягивают перевод текста.


— Но на прошлой неделе ЕС и МИД Армении опубликовали текст соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнерстве ЕС с Арменией, окончательное подписание которого ожидается в ноябре в Брюсселе во время саммита Восточного партнерства. Не означает ли это, что хотя бы технических проблем уже нет, и ЕС уверен, что соглашение будет подписано?


— Парафированное соглашение с Арменией о всеобъемлющем и расширенном партнерстве было опубликовано по обоюдному согласию Еврокомиссии и Армении. Это тот документ, который был согласован Еврокомиссией и отправлен в Европейский Совет, который для свое подтверждение, но документ должен получить согласие всех стран-членов ЕС. Это правовая сторона вопроса, но более важной является ее политическая сторона. Не исключаю, что опубликованием этого документа ЕС в некотором смысле отправил сигнал, в первую очередь, тем странам, которые пока не перевели текст соглашения, как и тем двум странам, которые пытаются включить формулировки алиевской позиции в Брюссельскую резолюцию.


Было это случайностью или совпадением, но, тем не менее, примечательно, что текст соглашения был опубликован перед встречей Саргсян-Алиев в Женеве. При этом, формулировка о карабахском конфликте в документе в целом приемлема для армянских сторон и неприемлема для Азербайджана. После подписания соглашения Армения-ЕС (отмечу, что оно является бессрочным) государства-члены ЕС в вопросе карабахского конфликта должны руководствоваться зафиксированной в документе формулировкой. Это, к стати, тоже противоречит той политике, которую сегодня проводит Азербайджан.


Кроме этого, следует отметить, что если соглашение между Арменией и ЕС будет подтверждено Европейским Советом, невозможно, чтобы в Брюссельской резолюции Восточного партнерства принимались формулировки противоречащие этим формулировкам о карабахском конфликте.


Женевская встреча существенно уменьшила возможности Азербайджана и государств-членов ЕС, которые пытаются изменить формулировки, касающиеся карабахского конфликта в резолюции, принятой на Рижском саммите. Помимо этого, я уверен, что как сам факт женевской встречи, так и повестка будут способствовать тому, чтобы в Брюсселе было подписано соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве между Арменией и ЕС.


P.S.
Интервью сделано после окончании переговоров в Женеве, сразу после распространения совместного заявления сопредседателей Минской группы ОБСЕ и министров иностранных дел Армении и Азербайджана.