Москва. — Режиссеры театра и кино, богатые меценаты, хореографы и педагоги по актерскому мастерству в России с незапамятных времен требуют, чтобы молодые актрисы, балерины и студентки занимались с ними сексом в обмен на роли в кино, театре или балете.
На самом деле, эта история стара, как сам русский театр. Общество относится к этому как к обычному явлению. Никто об этом не говорит, и никто не хочет доводить дело до шумного судебного процесса. Артисты в современной России не припомнят ни единого известного дела о сексуальных домогательствах, возбужденного по заявлению актрисы, подвергшейся таким приставаниям.
Однако дело киномагната Харви Вайнштейна в Америке дает нам возможность взглянуть на наш собственный омерзительный мир сексуальных домогательств. С тех пор как на прошлой неделе разразился этот скандал, российские средства массовой информации приводят слова уроженки Москвы актрисы Виктории Смирновой, которая рассказала, как Вайнштейн заталкивал ее в ванную номера в отеле Beverly Wilshire.
«Он заталкивает меня в ванную, запирает дверь и начинает странные движения», — написала живущая в Лондоне Смирнова на своей страничке в Facebook. Затем, когда Вайнштейн стал расстегивать брюки, в дверь постучал ее друг. «Харви говорит: „Что-то здесь неудобно, пойдем лучше ко мне в номер"», — продолжила актриса. Смирнова не пошла, но очень ярко и живо описала свои отказы и его настойчивые приставания.
Но этот эпизод, описанный Смирновой, равно как и рассказы Эмили Нестор, Эшли Джадд, Анджелины Джоли и прочих знаменитостей из Голливуда о домогательствах Вайнштейна, ничуть не удивляют российских артистов. «У голливудских актрис ушли десятки лет на то, чтобы открыто рассказать о поведении Вайнштейна, и поэтому меня не удивляет тот факт, что в России актрисы хранят молчание — ведь они исчезнут сразу после того, как заговорят, — рассказал The Daily Beast сценарист и актер Виктор Шендерович. — То, что старые и влиятельные режиссеры пристают с сексуальными предложениями к молодым актрисам, стало нормой, рутиной, и никто уже не говорит об этом как о катастрофе».
За пределами мира искусства насилие против женщин в России превратилось в обыденность. Еще хуже то, что женщины, как и мужчины, часто считают бытовое насилие внутрисемейным делом, полагая, что государство не должно вмешиваться. В прошлом году Министерство внутренних дел отметило в своем докладе, что по официальным данным, 9 704 женщины и 4 947 детей стали жертвами домашнего насилия. В России очень мало городов, где есть убежища для женщин, стремящихся спастись от своих жестоких мужей и сожителей. Недавно в социальных сетях был проведен флешмоб, во время которого сотни женщин публично сознались в том, что стали жертвами изнасилования.
Но если в случае бытового насилия активисты требуют более надежной защиты женских прав, то российские актрисы и балерины предпочитают хранить молчание, не желая делать достоянием гласности свои личные и очень болезненные воспоминания. Им кажется, что это нечто постыдное, грязное и даже своего рода предательство артистического сообщества. Издание The Daily Beast взяло интервью у трех московских актрис театра и кино, каждая из которых стала жертвой сексуальных домогательств со стороны хорошо известных режиссеров, которым 62, 74 и 82 года.
Ксения вспоминает, что на втором курсе московского театрального училища она пришла на собеседование в кабинет знаменитого режиссера, чье имя женщина не захотела называть. Этот режиссер был на сорок с лишним лет старше Ксении. «Он закрыл дверь и сказал, чтобы я сняла всю одежду, — рассказала актриса. — Я спросила его, зачем это нужно, и он немедленно вышвырнул меня вон, сердито прокричав, что ему не нужны артистки, задающие вопросы вместо того, чтобы делать то, что им велят».
Некоторые ведущие режиссеры московских театров дают роли в пьесах, которые они ставят, в обмен на секс. Те из них, кто приобрел скандальную известность из-за своей любвеобильности, стали объектом шуток и анекдотов, но не судебных преследований. Вот один такой анекдот.
«Как прошла репетиция», — спрашивает молодая актриса свою подругу. «Все было хорошо, — отвечает вторая. — Но Иосиф жаловался, что у меня слишком холодные ноги».
Московская актриса Анна Пухова рассказала The Daily Beast, что в начале актерской карьеры она пережила психологическую травму из-за двух предложений интимного характера, которые женщина отвергла. Всякий раз при этом она лишалась ролей. В обоих случаях пристававшие к ней режиссеры были на 30 с лишним лет старше Анны. «Всю свою жизнь со школьной скамьи я слышала о том, что дверь в театр открывается через постель. Но я отказывалась верить в то, что такие возмутительные случаи возможны», — говорит Пухова, ныне сама работающая режиссером в театре. «Всегда есть возможность сказать нет, — добавляет она, — но при этом ты можешь потерять работу или место в университетской программе».
Несколько лет тому назад Большой театр, сцену которого балерины и музыканты считают храмом сценического искусства, оказался в центре возмутительного скандала. Бывшая прима-балерина Большого театра Анастасия Волочкова публично рассказала о своем печальном опыте работы в этом театре на одном из самых популярных российских телеканалов НТВ. 41-летняя Волочкова заявила, что генеральный директор театра превратил его в «гигантский бордель», где балерин заставляют оказывать интимные услуги меценатам театрального искусства. У Волочковой были серьезные причины критиковать театр. В 2003 году генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов уволил ее за лишний вес. 10 лет спустя балерина заявила на всю страну: «Администратор по очереди приглашает девочек, объясняя им, что они едут на вечеринку, где будет ужин, а потом постель и все прочее».
Позднее, когда ее обвинения стали известны широкой публике, и их опубликовали многие СМИ, люди начали обвинять Волочкову в том, что она запятнала репутацию театра.
«Скажу вам честно, мне безразлично, что они говорят и думают обо мне», — рассказала Волочкова The Daily Beast, признавшись в том, что за свою карьеру в Большом театре она не раз посещала такие вечеринки, организуемые для балерин и самых богатых российских мужчин. С Волочковой делились своими страхами многие балерины, которые опасались, что если они откажутся заниматься сексом с олигархами или со спонсорами театра, то потеряют роли в балетных постановках.
Возможно, ее утверждение о том, что Большой театр превратился в бордель, это чересчур. Балерина может сказать нет, сохранив при этом свою работу. Но в рассказе Волочковой определенно есть доля истины. Репортеры The Daily Beast беседовали с балеринами о вечеринках, которые устраиваются после представлений в Лондоне и Дубаи. Как и актрисы, не все балерины соглашались на интимные отношения с домогавшимися их мужчинами. Одна из солисток Большого театра по имени Анастасия на такой лондонской вечеринке послала к черту одного российского олигарха, сделав это так громко, что ее услышали все присутствовавшие. Но даже после этого ее не уволили.
Большинство театральных режиссеров мужского пола считают, что если актриса становится жертвой сексуальных домогательств, то она сама в этом виновата. Пока существует такая точка зрения, российский театр будет скрывать проблему сексуальных приставаний, и это будет позорным пятном на замечательной и блестящей репутации исполнительского искусства России.