Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Между Россией и Белоруссией вскоре может разразиться очередная война, на этот раз за порты. Москва, уступившая Минску в топливном споре, требует, чтобы тот в знак благодарности перенаправил свой экспорт в российские морские порты. Белорусы отвечают, что им удобнее пользоваться латвийскими портами, но Россия продолжает настаивать на том, чтобы белорусские нефтепродукты шли через ее территорию.

Между Россией и Белоруссией вскоре может разразиться очередная война, на этот раз за порты. Москва, уступившая Минску в топливном споре, требует, чтобы тот в знак благодарности перенаправил свой экспорт в российские морские порты. Белорусы отвечают, что им удобнее пользоваться латвийскими портами, но Россия продолжает настаивать на том, чтобы белорусские нефтепродукты шли через ее территорию. У нее есть убедительный аргумент, ведь Мозырский и Новополоцкий НПЗ занимаются переработкой именно российской нефти.


Россия начала ограничивать объем экспорта своих товаров через порты стран Балтии еще в 2012 году, а в 2018 она планирует окончательно от него отказаться и пользоваться только собственными портами в Усть-Луге, Приморске и Санкт-Петербурге. Туда перенаправлены железнодорожные ветки, газо- и нефтепроводы, которые раньше заканчивались в Таллине, Риге, Клайпеде и Вентспилсе. Москва не хотела зависеть от транзита через страны Балтии, а одновременно стремилась лишить эти государства прибыли. Сейчас их услугами пользуются в основном Белоруссия и Украина. Уход россиян из балтийских портов оказался для стран региона тем более болезненным, что в последнее время они активно занимались модернизацией инфраструктуры и вложили в нее много средств.


Особенно преуспела в этой сфере Литва: благодаря ее усилиям порт в Клайпеде занял первое место среди портов бывшей советской Прибалтики. Им даже начали пользоваться российские компании, везущие товары в Германию. Клайпеда, которая, по словам посла Литвы в Белоруссии Андрюса Пулокаса (Andrius Pulokas) превратилась в «мерседес балтийских портов», начала зарабатывать на приеме газовых танкеров, там стали появляться шикарные круизные лайнеры. Дипломат говорит, что белорусский бизнес, направивший в Литву поток своих товаров, проторил в Клайпеду дорогу. Она стала настолько удобной, что даже Путин не сможет развернуть эту тенденцию, ведь бизнес умеет считать деньги.


Ловушка для Лукашенко


Советники Путина приготовили, однако, для Лукашенко ловушку. Пусть частный бизнес экспортирует свои товары через Клайпеду или другие города, а государственные гиганты ограничатся российскими государственными портами. Особенно это касается двух нефтеперерабатывающих предприятий в Новополоцке и Мозыре. Белоруссия, как полагают россияне, получает от них нефть по очень выгодной цене, так что она должна пользоваться для экспорта российской инфраструктурой.


Путин, прислушиваясь к мнению своих советников, четко объявил Лукашенко, что Белоруссия получит нефть без пошлины только в том случае, если нефтепродукты будут направлены в российские порты. Так что Лукашенко может получить дешевое сырье только «в наборе». Пожалуй, не следует добавлять, как он отреагировал на предложение Кремля. Одновременно компания «Транснефть», которая поставляет Белоруссии нефть, потребовала заключения международного договора. Если Лукашенко решит его нарушить, ему придется покупать нефть по нормальной цене без скидки. Минск находится в затруднительном положении. Ему удалось создать с Латвией исправно работающую систему поставки нефтепродуктов на Запад (модернизировав инфраструктуру, созданную в советские времена), а та была довольна надежным белорусским клиентом.


Латвия не хочет пострадать


Если белорусы уйдут в российские порты, Латвия понесет серьезные убытки, ведь сейчас доля доходов от белорусского транзита в ее ВВП составляет 5%. Это большие деньги, от которых сложно отказаться. Лукашенко сам не хочет восстанавливать против себя латышей, ведь в самые сложные для него моменты Рига повела себя корректно, воздержавшись от критики «батьки».


Представители Белоруссии старались отделаться от Путина традиционным методом, заявив, что с удовольствием будут пользоваться российскими портами, если те (а одновременно российские железные дороги) представят выгодное предложение. Они заранее знали, что ни российские порты, ни железная дорога ничего хорошего предложить им не смогут.
Путин, однако, не стал включаться в дискуссию, а заверил только, что РЖД снизит свои ставки для Белоруссии на 50%.


Пока Лукашенко не спешит перенаправлять экспорт в российские порты, но, как полагают эксперты, поля для маневра у него практически не осталось, тем более что он собирается подписать с Россией договор на поставки газа до 2025 года. При этом Минск хочет платить за газ столько же, сколько Смоленская область. Россия готова на это пойти, но при условии, что Белоруссия будет пользоваться ее портами и подпишет соответствующее соглашение.


У этой истории есть, конечно, двойное дно. Москва стремится не просто подчинить себе Белоруссию, но и избавиться от серьезного конкурента в сфере транзита. И она, и Минск договорились с Китаем о том, что они предоставят свои транзитные маршруты проекту «Новый шелковый путь». Кремль прекрасно знает, что его порты не могут конкурировать с портами стран Балтии, а китайцы будут использовать на выходящем к Балтийскому морю отрезке Пути порты Латвии и Литвы со всей транспортной системой, которую создали белорусы. Для России это будет удар по престижу, и она хочет его избежать, так что Лукашенко оказался в сложной ситуации.