Протесты, которые бушуют в центре Киева, встряхнули рынок «профессиональных майданщиков». Обычным участникам подняли «зарплаты» почти вдвое — теперь за акцию они получают в среднем 100 гривен, хотя еще полгода назад выходили за 50 гривен. А за настоящего военного придется выложить 50 долларов в час. Но на нынешних протестах здорово экономят, отмечают политтехнологи. Возможно, часть денег оседает у посредников.
100 гривен за три часа
Наши корреспонденты подсчитали, что в первый день, 17 октября, в акциях протеста принимало участие 3,5-4 тысячи человек. Вчера, правда, эта цифра была меньше — несколько сотен митингующих. При этом, судя по объявлениям о подработке в интернете, участников искали через сайты трудоустройств и соцсети, а платили за день 80-140 гривен.
«18 октября нужна массовка! Работа на свежем воздухе. Сбор в 8.30 м. Крещатик (выход на Институтскую), работаем три часа. Оплата 100 гривен», — пишет в объявлениях Влад Братенко. Для того чтобы попасть на митинг, нужно написать ему личное сообщение, в котором указать фамилию, имя, возраст и номер телефона.
За сутки, говорят сами митингующие, платят больше. «Кто как договаривался. Мы приехали из Винницкой области за одну из партий. Проезд на автобусе бесплатно, расплачиваются ежедневно. Обещали на три дня, поэтому по очереди будем меняться, чтобы сходить помыться. Для этого специально нам сняли квартиру», — говорит активист 23-летний Сергей.
Один из участников сказал, что еще год назад за акции под мэрией им платили 50 грн: «Сейчас — в два раза больше. Условия — просто постоять. По 140 гривен платят тем, кто с флагами. Но это намного труднее, от непривычки руки будут сильно болеть, а опускать ни в коем случае нельзя. Могут вообще не заплатить».
Среди участников митингов сейчас очень много людей в военной форме. Участники АТО говорят, что их соратники действительно есть под Радой. «Я видел среди протестующих бывших бойцов «Айдара», «Донбасса». Не знаю, платят ли им и сколько. Но слышал, что у них налажена система. Есть человек, который обзванивает тех, кто отвечает за группы бойцов. Выясняет, где они ночевали, они меняются местами отдыха и ночлега. Очень обидно, что бывших батальонщиков сейчас так используют», — говорит экс-боец «Айдара» Николай Греков.
Митинг под ключ
В дело пошли и рекламные агентства. Они предлагают организовать «митинг под ключ». Мы позвонили в одну из таких фирм под видом заказчика. Намекнули, что хотим собрать группу поддержки одного высокопоставленного генерала, который в ближайшее время пойдет на допрос в НАБУ. Поэтому для акции желательны мужчины.
«Я сейчас организовал одну из таких акций. А вообще выводил до пяти тысяч человек», — похвастался мужчина, который представился Евгением.
Он объяснил, что один «активист» обходится в 80-100 гривенза час. «То есть за двухчасовой митинг вам придется заплатить за каждого участника 200 гривен. Это реальная цена по Киеву. Есть скидки. Но вам, как я понимаю, бабушки и студенты не нужны. Есть сейчас новая услуга — настоящий батальон. Но это очень дорого — там от $50 за человека в час. Говорите, какой у вас там бюджет, а мы все организуем: можем привлечь гражданских мужчин, кому за 35, и разбавить их несколькими бойцами», — предложил нам торговец митингующими.
Еще и 50 граммов нальют
А вот источник из бывших бойцов АТО рассказывает: «Сейчас многие бывшие батальонщики организовались в разные ассоциации ветеранов АТО. В каждой области по несколько таких организаций под разными вывесками. Также есть «Донбасс», «Азов», Нацкорпус. Но Нацкорпус как-то финансируется, и туда идут ребята, которые надеются на перспективу, даже на политическую карьеру. А вот остальные участвуют в различных акциях, митингах, бизнес-разборках. Руководители ассоциаций, как правило, получают финансирование и собирают такой отряд, который отправляют на мероприятие. Платят 100-150 гривен в час, кормят, предоставляют обед, наливают 50 грамм. Если еще и новую чистую форму дадут — прекрасно», — говорит источник.
Все митинги — платные
Политтехнолог Анне Быкова говорит, что сейчас на Украине все протесты — за деньги. А суммы прописываются в бюджетах партий. «Плата за участие в митингах политических партий стала настолько классической, что ведущие политтехнологи, пишущие книги, прямо указывают, что бесплатно на протесты никто не выходит. Их цена зависит от функций — они просто стоят, провоцируют или мнутся. И чем меньше платят, тем спокойнее люди стоят. Деньги у партий есть, но многое оседает в карманах посредников», — говорит Быкова.