В начале октября Верховная рада Украина приняла за основу законопроект о реинтеграции Донбасса. Немногим позже депутаты поддержали за основу и в целом президентский законопроект о продлении особого статуса Донбасса. После принятия этих законодательных инициатив на Украину с критикой обрушилась Россия — якобы, они противоречат Минским соглашениям. Впрочем, подобные заявления для РФ стали уже традиционными, меняются только информационные поводы, а на реальной имплементации соглашений они не отразятся, отмечают политические эксперты.
В России заявили, что принятие закона о реинтеграции Донбасса противоречит Минским соглашениям, а то, что сами соглашения в нем не упоминаются, а Россия названа страной-агрессором, является неприемлемым.
«Этот закон, точнее пока еще законопроект, насколько мы понимаем и располагаем информацией, носит весьма декларативный характер. Там содержится статья, где РФ называется агрессором, и также там не содержится никакого упоминания о Минских договоренностях. Чисто с юридической точки зрения, безусловно, такая формулировка ни де-юре, ни де-факто не может быть для нас приемлемой», — заявил пресс-секретарь президента России Владимира Путина Дмитрий Песков.
В то же время Песков заявил, что продление «особого статуса» для ОРДЛО «важно», ибо истечение срока действия предыдущего закона вызывало у всех озабоченность.
О том, что, как считает российская сторона, закон о реинтеграции Донбасса «явно противоречит Минским соглашениям и подрывает мирное урегулирование», сказал и министр иностранных дел РФ Сергей Лавров во время телефонного разговора с главой Госдепартамента США Рексом Тиллерсоном.
Впрочем, на этом громкие заявления российской стороны не закончились. 17 октября в Москве состоялся «круглый стол», участие в котором принял председатель комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со СМИ Алексей Пушков, представители т.н. «ДНР» и «ЛНР» и российские политологи. Темой для обсуждения стали перспективы развития минского процесса после продления особого статуса Донбасса.
Так, как заявил Пушков, занятая ЕС позиция ведет к «заморозке конфликта на Донбассе». Более того, по его мнению, это устраивает не только Евросоюз, но и Киев. Так, Пушков уверен, что продолжение боевых действий на Донбассе якобы выгодно президенту Украины Петру Порошенко, чтобы «поддерживать его падающую популярность в преддверии выборов». А ЕС не будет пересматривать подход к выполнению Минских соглашений якобы для того, чтобы избежать риска раскола в условиях, вызванных внутренними проблемами, заявил он.
Также, как уверен Пушков, позиция ЕС относительно скорейшей передачи Украине контроля над границей как главного элемента выполнения Минских соглашений тоже неприемлема. Более того, российский госдеятель уверен, что это фактическая блокада соглашений, ведь в списке передача контроля на границе — девятый пункт, в то время как в Европе настаивают на его выполнении после прекращения боевых действий.
Кроме того, участники встречи говорили и о возможной миротворческой миссии ООН на Донбассе. По мнению руководителя Центра политической конъюнктуры Алексея Чеснакова, Украина «манипулирует миссией», чтобы не выполнять Минские соглашения, а украинское виденье ее реализации вообще якобы приведет к полному невыполнению этих договоренностей.
Не остался в стороне и постпред РФ при ОБСЕ Александр Лукашевич, который тоже заявил, что принятые проекты законов по Донбассу полностью противоречат Минским соглашениям, а украинская власть свои обязательства по ним не выполняет.
Как рассказал сайту «Сегодня» политолог Владимир Фесенко, такая риторика России направлена на законопроект о реинтеграции Донбасса. По законодательной инициативе в отношении продления особого статуса такой критики как раз нет.
«Один из законов как раз направлен на то, чтобы Минские соглашения продолжали действовать — продление закона об особом порядке местного самоуправления от 2014 года. И здесь как раз нет никакой особой критики. Другое дело, что Россия хочет бессрочного продления, а мы продлили только на год. Но это только для того, чтобы оставить для себя свободу маневра, потому что Минские соглашения должна выполнять и Россия. А с ее стороны как раз выполнения нет. Я имею ввиду прежде всего вывод российских войск, военной техники и т.д.», — сказал Фесенко.
«В России же утверждают, что они ни при чем, — говорит эксперт, — Они считают, что они посредники в Минских соглашениях. У нас другая позиция. Мы имеем полное право, как суверенное государство, зафиксировать факт российской агрессии».
Более того, в такой риторике Россия верна себе: каждый раз, когда возникает какой-то спор, подобные заявления повторяются, отмечает директор Института социально-политического проектирования «Диалог» Андрей Миселюк. Единственное, что меняется — информационные поводы.
«Украина, как правило, говорит, что Россия не выполняет Минские соглашения, потому что не выполняются безопасностные пункты, продолжаются обстрелы и т.д. А Россия в ответ говорит, что это Украина не выполняет соглашения, потому что не выполняет политические пункты, — говорит Миселюк, — Здесь снова речь идет о политических пунктах, Россия говорит, что Украина уже не так выполняет. А «не так» — это не так, как нужно ей».
По мнению Фесенко, у таких заявлений представителей РФ есть и пропагандистские мотивы, и стремление дискредитировать Украину, обвинить ее в нарушении Минских соглашений. Но для Украины российская позиция не является определяющей, важно то, что к этой ситуации с пониманием относятся другие участники переговоров, которые являются реальными посредниками.
Что касается возможной миротворческой миссии ООН на Донбассе, Россия сама поддержала идею о ее вводе. Но сама эта идея появилась как раз потому, что не выполняются Минские соглашения, отмечает Фесенко.
«Надо обеспечивать реальное прекращение огня, реальный вывод войск и техники, иностранных военных формирований из зоны конфликта, как это предусмотрено Минскими соглашениями. Об этой норме почему-то в России не любят вспоминать, а это одно из ключевых (положений — прим. ред.) в Минских соглашениях», — отмечает Фесенко.
Более того, миротворцы на Донбассе нужны и для того, чтобы обеспечить безопасность во время выборов. Также миротворцы на время прекращения огня и проведения выборов возьмут на себя контроль над украино-российской границей, отмечает Фесенко.
Говоря о последовательности выполнения Минских соглашений, которую упоминал на «круглом столе» Пушков, Миселюк отмечает — логика России в том, что она акцентирует внимание на том, что выгодной ей.
«Если России выгодны какие-то политические пункты, например, амнистия боевиков, определение статуса т.н. «ДНР» и «ЛНР», то они на этих пунктах настаивают, не обращая внимания на то, что они в порядке идут тоже не первым и не вторым», — говорит он.
Так, первый пункт Минских соглашений предусматривает прекращение огня, а второй — отвод тяжелого вооружения.
Несмотря на это, по мнению политических экспертов, в будущем на процесс разрешения конфликта на Донбассе такая риторика России не повлияет.
«Последствия будут только для внутренней российской аудитории. В очередной раз усиливается и держится на плаву месседж о том, что Россия делает „все, что возможно“ для урегулирования „гражданской войны“, как они это называют, на Востоке Украины», — говорит Миселюк. Более того, как отмечает Фесенко, из Минских соглашения Россия выходить не будет.
Напомним, 6 октября Верховная рада поддержала президентский законопроект о создании необходимых условий для мирного урегулирования ситуации в отдельных районах Донецкой и Луганской областейза основу и в целом.
Президентский законопроект об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях парламент принял за основу. В целом он может быть принят в ноябре, рассказала народный депутат от БПП Ирина Фриз.