Участники Генеральной Ассамблее ООН, проходившей в Нью-Йорке с 19 по 25 сентября, признали необходимость реформы ООН. Эммануэль Макрон выступил за возрождение многосторонней дипломатии и подверг критике действия Совета Безопасности, которые, по его мнению, слишком часто подчиняются «закону сильнейших».
Выступление президента Украины Петра Порошенко было еще более четким. «Кража земель у других народов, похищение людей, ведение скрытой войны, уничтожение гражданского самолета, распространение лжи в мировом масштабе… Такого ли поведения мы ожидаем от постоянного члена Совета Безопасности? Россия не способствует международной безопасности, она сама является ее самой большой угрозой. Россия — наверное, единственная страна в мире, которая имеет конфликт — горячий, замороженный или потенциальный — почти со всеми соседями».
Президент Украины может опираться на резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по безопасности и сотрудничеству в Европе в Минске от 5 июля 2017 года, которые ясно осуждают отношение России к Украине. «Парламентская ассамблея ОБСЕ […] призывает Российскую Федерацию […] вывести оккупационные российские войска из временно оккупированных Крыма и Севастополя и вернуть их под контроль Украины; [также она настоятельно призывает] прекратить спонсировать террористическую деятельность в Украине посредством переброски бойцов, средств и оружия через не контролируемый правительством Украины участок российско-украинской государственной границы».
Исключение из Совета Безопасности?
Во-вторых, нужно вспомнить один важный факт из недавней истории. В Бухаресте 3 апреля 2008 года НАТО приветствовала «евроатлантические устремления Украины и Грузии, которые хотели присоединиться к Альянсу. Сегодня мы приняли решение, что обе эти страны станут членами НАТО». Мало того, что это заявление не имело никаких последствий, но, брошенные на произвол судьбы, эти обе страны были захвачены Россией.
В-третьих, необходимо начать претворять в жизнь политику мирного строительства между Россией и ее соседями. В настоящее время не существует ни одного инструмента для диалога между научными и интеллектуальными кругами России, Украины и Запада. Канцелярии делают слишком большую ставку на официальные переговоры в Минске, в то время как обе стороны считают, что время играет им на руку. Это только обостряет конфликт и увеличивает страдания населения Крыма и Донбасса. Вместо этого они должны поддерживать инициативы посредничества гражданского общества.