Китайская экономика выросла на 6,8% в третьем квартале по сравнению с тем же периодом прошлого года, и это несколько ниже показателей предыдущего периода, но тем не менее все еще выше планов правительства по году в целом, что способствует реализации планов председателя Си Цзиньпина по консолидации власти на проходящем раз в пять лет съезде Коммунистической партии Китая. По мнению аналитиков, г-н Си был решительно настроен на то, чтобы обеспечить значительный рост экономики накануне партийного съезда, на котором он будет пытаться в рамках смены руководящих кадров провести на ключевые позиции верных ему людей.
В своей речи на открытии съезда г-на Си отметил, что валовой внутренний продукт вырос на 26 триллионов юаней за первые пять лет его пребывания на посту председателя Китая. Он также отметил, что «Китай смог удовлетворить основные потребности более 1 миллиарда своего населения». Рост экономики за три квартала 2017 года в сравнении с прошлым годом составил 6,9%, и Китай, несомненно, сможет превысить свои планы на этот год, которые составляют «около 6,5%». Китайская экономика также подготовилась для своего первого год в год ускорения с 2010 года, тогда как в прошлом году ее рост составил 6,7%.
Несмотря на убедительные общие показатели, экономисты предупреждают о том, что нынешний год оказался в выгодном положении из-за запаздывающего воздействия важных монетарных и фискальных стимулов 2016 года. Эти стимулы вызвали краткосрочный рост, но вместе с тем они добавили и долгосрочные риски, связанные с зависимостью от подпитываемых за счет долгов инвестиций, произведенных для поддержания роста.
«Последние данные относительно роста рисуют успокоительную картину экономики, все цилиндры которой работают хорошо, если оставаться на поверхности. Но в глубине потенциальные стрессы финансового рынка продолжают увеличиваться, однако пока их удается сдерживать», — отметил Эсвар Прасад (Eswar Prasad), профессор экономики Корнельского университета и бывший глава представительства в Китае Международного валютного фонда.
Поток ипотечного кредитования привел к подъему на рынке жилья, что вызвало озабоченность по поводу возможного образования пузыря. Местные правительства поддержали значительные расходы на инфраструктуру. Однако инвестиции частного бизнеса сохраняются на низком уровне. Инвестиции в основные средства со стороны частных предпринимателей увеличились лишь на 6% в первые десять месяцев текущего года, и это ниже темпа в 11%, демонстрируемого государственными группами.
Тем не менее значительный рост в начале года в области недвижимости и инфраструктуры обеспечил властям передышку для того, чтобы перейти от стимулов к процессу замещения заемного капитала собственными средствами. После быстрого роста кредитования в прошлом году, который лишь усилил беспокойство по поводу долга, финансовые регуляторы в этом году ужесточили свою политику. В результате в Китае доля долга к ВВП, по одним данным, немного снизилась в первой половине года, и произошло это из-за сочетания более медленного роста кредитов и более быстрого роста инфляции, что привело к росту номинального ВВП.
Однако теперь, как считают многие наблюдатели, рост экономики достиг пика в нынешнем цикле и теперь будет снижаться. Продажи недвижимости, если считать по общей площади, снизилась в сентябре по сравнению с показателями прошлого года, и это произошло впервые за два с половиной года, тогда как перед этим в течение девяти месяцев подряд наблюдался незначительный рост цен. Это может вновь заставить принимающих решения высокопоставленных политиков увеличить поддерживаемые инвестициями стимулы.
«В ближайшем будущем рынок жилья продолжит свое замедление, — отмечается в сообщении Национального бюро статистики (National Bureau of Statistics). — Начиная с прошлого года, в стране предпринимается целая серия направленных мер для контроля рынка недвижимости в различных городах, и их воздействие постепенно становится заметным».
С другой стороны, г-н Си в своем выступлении в среду ничего не сказал о долгосрочных целях относительно размеров экономики и ВВП на душу населения, что было интерпретировано некоторыми аналитиками как признак наличия у правительства намерения все более терпимо относиться к более медленному росту экономики на фоне проведения структурных реформ. Два эти пропуска, судя по всему, направлены на то, чтобы дать руководству больше возможностей для замедления экономики и для решения многочисленных структурных проблем, вызывающих тревогу у внешних экономистов и комментаторов, подчеркнул в своем недавнем комментарии Кристофер Джонсон (Christopher Johnson), специалист по Китаю из Центра стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies).
В работе над этой статьей приняли участие Эмили Фенг (Emily Feng) в Пекине и Хадсон Локетт (Hudson Lockett) в Гонконге.