Реальный кандидат на предстоящих выборах в России один, и зовут его Владимир Путин. Все остальные — более или менее выраженные спарринг-партнеры. И вот среди спарринг-партнеров шансы у Ксении Собчак в общем-то неплохие. Она — «на новенького». Она обладает медийной известностью. То, что ее кто-то там не любит, — это очень даже хорошо, потому что для политика «антирейтинг» — это не самая страшная вещь. Самое страшное — нулевой рейтинг известности.
Так вот Собчак — человек, имеющий общероссийскую известность. Она языкастая и умная и, ко всему прочему, блестящий медиаперсонаж. Учитывая то, что россияне относятся к выборам, как к балагану (что в общем-то заслуженно) и могут голосовать за Ксению Собчак «по-приколу», как они выражаются, то у нее реальный шанс набрать плюс-минус 10 % голосов. Если она наберет 15%, я не удивлюсь. Если наберет 7% голосов, то тоже не удивлюсь. Если за нее проголосуют 2% или 20% избирателей, вот тогда удивлюсь.
В любом случае, она может занять третье, четвертое, а может быть, даже второе место после Путина. Так что вариант — удобный и выгодный для самой Ксении Анатольевны. Она в любом случае раскручивается, ее частный бизнес от этого приобретает большую «пахучесть» и известность. Ну вот представьте себе, что в вашей фирме новогодний корпоратив ведет кандидат в президенты РФ. Это же круто!
Другой вопрос, что для значительной части избирателей, условно говоря, европейского типа, от всего этого слишком очевидно разит «заказухой». Ну и что? Собчак в общем-то на них и не рассчитывает. У нее своя весьма циничная тусовка, которая ценит успех. И в этой тусовке она — молодец, потому что она играет по-крупному.
Более того, в некоторым смысле Собчак съела розочку с торта Навального, который пять лет раскручивал себя. А в результате — приходит Собчак и говорит, что она будет продвигать его программу. А если Алексею Навальному вдруг разрешат баллотироваться, она снимет свою кандидатуру.
Поэтому госпожа Собак ничем не рискует, заявляя, что она готова сняться с дистанции, если Навального зарегистрирует кандидатом. А если не зарегистрируют, то она будет представлять программу Навального. То есть она как бы замкнула на себя все его усилия последних пяти лет по своей раскрутке. Теперь Ксения говорит: «Я просто Навальный в юбке, а может быть, даже круче его, ведь я — кандидат „против всех". В этом смысле ее позиция — безукоризненная. Выражаясь терминами людей бизнеса, она „обставила" Навального, и он сейчас — не в лучшей ситуации, что заставляет его совершать медийные ошибки: он злится, обижается, ругается с Собчак. А этого ни в коем случае не надо было делать.
Конечно, вся эта история — кремлевский сценарий. В общем, довольно примитивный и хамский, поскольку откровенно дает понять, что выборы в Кремле рассматривают как шоу. А на избирателей смотрят, не как на граждан, а как на телезрителей: что им дадут посмотреть, то они и будут смотреть, из чего им позволят выбирать, из того они и будут выбирать. А выборы — это вообще не правовая процедура, а, говоря по-русски, балаган, где должен быть шоумен. А госпожа Собчак — лучше всех на данный момент справляется с этой ролью.
Поэтому здесь все просто, лаконично и печально, с моей точки зрения. Это означает, что Россия для выступления в качестве правого государства то ли еще не созрела, то ли «прошла мимо», то ли ей это не нужно. Нет смысла обвинять в этом Россию, как нет смысла обвинять Германию, что там в свое время появился Адольф Гитлер. Но режим Владимира Путина на сегодня — вот такой, и он не может быть другим. И Ксения Собчак в этот режим вполне органично вписалась.