В Европе набирает обороты политический кризис. Пока в Испании думают, что делать с мятежным регионом Каталония, в Германии после парламентских выборов бундестаг рискует остаться в подвешенном состоянии без коалиции, а работу британского парламента могут заблокировать из-за споров по Брекситу. Эксперты прогнозируют нарастание противоречий в ведущих европейских странах.
Бунт у Бундестага
Накануне первого заседания нового бундестага, запланированного на 24 октября, в Берлине прошли многотысячные митинги против ультраправой партии «Альтернатива для Германии» (АдГ). С 12% голосов скандальная политсила стала третьей в бундестаге. Впервые со времен Второй мировой войны крайне правые попали в бундестаг, что беспокоит часть немцев. Участники митинга собрались у здания парламента с лозунгами «Стоп АдГ», «Мой голос против подстрекательства» или «Мое сердце бьется за разнообразие». Акцию организовало популярное общественное движение Campact, призвавшее немцев выступить против ненависти и расизма, к которым, по словам активистов, подстрекают ультраправые.
Прорыв националистической «Альтернативы для Германии» — антиисламской и антимигрантской партии, которую упрекают за ксенофобскую предвыборную кампанию, сравнивают с приходом Гитлера во власть. АДГ продвигает отказ от евровалюты, снятие санкций с России и трансформацию Евросоюза в новое политобъединение по типу зоны свободной торговли. «В коалицию они не войдут, но могут стать сильной оппозицией. Хотя и с коалицией большие сложности из-за противоречий главных политсил. Ее должны сформировать до конца года, но не исключено, что процесс зависнет», — сказал «Вестям» немецкий журналист Эрик Швицер.
«Ямайка» в Германии
«Шульцу выгоднее критиковать Меркель, чем быть с ней в союзе, с прицелом на победу на следующих выборах. Более вероятной считается тройственная коалиция из партии Меркель, „зеленых" и либералов (Свободная демократическая партия), которую еще называют „Ямайка" по партийным цветам, совпадающим с флагом этого государства. Но и „Ямайка" под угрозой из-за разногласий, в основном по больным спорным вопросам о беженцах и помощи бедным европейским странам. Партия Меркель согласилась дальше принимать мигрантов, до 200 тысяч в год. Партнеры по „Ямайке" против, переговоры зашли в тупик, поскольку Меркель не уступает, вопрос беженцев для нее принципиален, поскольку на помощи им строится политика ЕС. А „Свободные демократы" боятся потерять поддержку избирателей, которые все больше недовольны наплывом беженцев, что, в частности, и помогло ультраправым выиграть. Также часть депутатов против выдачи финансовых дотаций Греции, на которых настаивает Меркель. Если переговоры по коалиции провалятся, будет создано меньшинство, а это значит, что принимать законы будет намного труднее. К тому же, при отсутствии коалиции ультраправые почувствуют себя сильнее, смогут продвигать свои законопроекты и давить на правительство Меркель», — говорит Швицер.
Затягивают Брексит
Тем временем в Британии продолжаются склоки вокруг выхода Великобритании из Евросоюза, «брексита». Оппозиционная лейбористская партия грозится проголосовать против подготовленного консерваторами законопроекта, если в него не внесут поправки. Лейбористы хотят, чтобы Британия оставалась в зоне свободной торговли и таможенном союзе с ЕС в течение двух лет, которые будет длиться брексит. Они также считают, что последнее слово в принятии соглашения с ЕС должно оставаться за парламентом. Если законопроект будет заблокирован, это не отменит выхода Великобритании из ЕС, но не позволит ратифицировать то соглашение с ЕС, которое должно быть достигнуто к марту 2019 года. «Затягивание процедуры „брексита" ослабляет правительство, которое поддерживает выход страны из ЕС, и усугубляет политический кризис», — сказала «Вестям» британская журналистка Оливия Мэйсон.
Ультраправые в украинцах видят мигрантов
Появление в бундестаге ультраправых может повлиять и на ситуацию в Украине. «Ультраправые не скрывают дружбы с Путиным и настроены против беженцев, а в украинцах многие видят потенциальных мигрантов из-за войны и бедности. Лидеры „Альтернативы" выступали за снятие санкций с РФ, мол, блокада такого крупного торгового партнера и поставщика газа не соответствует интересам Германии, — считает политолог Вадим Мешковой. — Присутствие ультраправых в немецкой власти может ослабить поддержку Украины. Хотя, скорее всего, популисты не будут играть решающей роли ни во внутренней, ни во внешней политике, как ультраправый „Нацфронт" во Франции. Не исключено, что они разбредутся по фракциям, как это уже было после местных выборов в парламентах отдельных германских земель».