В Пионерском пахнет золотом. Прибыл свежий улов трески с Балтийского моря, и на консервном заводе «Корат» все очень заняты.
Совершенно новый завод в российском приморском городе примерно в 40 км от Калининграда — образцовое предприятие, которое местные власти демонстрируют с удовольствием.
«Производство началось в начале года, и мы по-прежнему делаем все, чтобы наладить его как можно лучше», — говорит один из работников в перерыве.
Когда все будет так, как задумано, частные инвесторы, стоящие за «Коратом», ожидают, что завод будет производить 35-40 миллионов банок консервов в год.
Всего Калининградская область производит около 200 миллионов банок рыбных консервов в год — это едва ли не треть всего объема, что выпускается в России в целом.
Более половины идет на российский внутренний рынок, но здесь, в Пионерском, бросают заинтересованные взгляды и в сторону Запада. Потому что Калининград, зажатый между странами-членами ЕС Литвой и Польшей, как никакой другой уголок России, заинтересован в развитии контактов с Центральной и Западной Европой.
«Основное преимущество — близость Калининграда к Европе. Здесь можно производить товары для европейских рынков по очень конкурентоспособной цене», — объясняет Андрей Безруков, местный предприниматель.
Выгодное географическое положение заставило многих в регионе и за его пределами в 1990-е годы предсказывать, что провинции суждено стать коммерческим и политическим плацдармом России, своего рода Гонконгом на Балтике.
Но экономического чуда не случилось, и совершенно очевидно, что в последние годы регион, который примерно в два раза больше Зеландии, испытывает на себе последствия становящегося все более прохладным климата в отношениях между Востоком и Западом.
Дело серьезное
Итак, перед Калининградом стоят серьезные задачи, и, если судить по выражению лиц 18-ти бывших губернаторов на написанных маслом портретах, висящих в ряд в конференц-зале здания региональной администрации, управлять российским регионом на Балтийском море и его почти миллионным населением — очень серьезное дело.
Портрета нового губернатора — 31-летнего Антона Алиханова, который в сентябре победил на губернаторских выборах, получив более 80% голосов — на стене пока нет. Нет его и в конференц-зале — он из Москвы отвечает на вопросы по немного прерывистой видеосвязи.
Алиханов, именующий себя самым молодым региональным лидером России, смотрит на возможности области с надеждой.
«В последние десять лет мы сделали много шагов вперед, это касается и имиджа региона, и его экономических показателей», — говорит он.
Это сделало Калининград своего рода магнитом для молодых, образованных людей из других регионов России, подчеркивает губернатор:
Для вновь прибывших найти здесь работу — не проблема, подчеркивает Алиханов:
«В этом и прошлом годах у нас был самый низкий уровень безработицы за всю историю Калининградской области. На пятерых безработных всякий раз оказывается 25 вакансий».
Направлено больше денег
Тем не менее, "стакан" в регионе у Балтийского моря наполнен в лучшем случае лишь наполовину, даже если исходить из цифр, предоставляемых самими властями.
Потому что масштабы экономики в Калининграде составляют лишь 70% уровня Северо-Западной России в целом. Пять лет подряд иностранные инвестиции сокращались, лишь в 2017 году они вновь стали демонстрировать тенденцию к некоторому росту.
Инвесторы в регионе отзываются о потенциале положительно, но за их отзывами скрывается некоторое разочарование тем, во что все пока выливается.
«Географическое положение Калининграда делает его совершенно очевидной площадкой для экономических экспериментов. Регион мог бы стать витриной России», — говорит Андрей Безруков, директор по вопросам стратегии технологической фирмы GS, инвестировавшей, в частности, более 500 миллионов крон в производство ТВ-декодеров в Калининграде.
С точки зрения местных властей, высокие технологии — одна из отраслей, на которые хотелось бы делать ставку и в дальнейшем.
«Нигде в России нет больше таких мест, где у инвесторов были бы такие условия, как в Калининграде. Здесь нулевой налог на прибыль, на собственность и землю», — говорит губернатор.
Правда, неизвестно, сможет ли этот город на Балтике выдержать темп в соревновании с другими областями России, которые тоже пытаются заманить к себе предприятия.
«Если бы мы принимали решение сегодня, то вовсе не факт, что мы бы выбрали это место», — говорит Андрей Безруков.
Еще одна возможная движущая сила в развитии региона — это игра с большими ставками. В феврале 2017 года здесь был открыт впечатляющий комплекс казино площадью в 18 тысяч квадратных метров на берегу моря, недалеко от города. Сюда рассчитывают привлечь игроков даже из Азии.
Но пока Калининград в большей степени, чем какой-либо другой из 85 регионов России, зависит от дотаций из Москвы. Возможно, именно в этом кроется объяснение того, что губернатор в этот осенний день находится в Москве, а не в здании своей администрации в центре города на Балтике.
«К сожалению, мы превратились в регион, который получает больше всех субсидий — после Чечни», — сказал недавно губернатор, как утверждает местное СМИ «Новый Калининград».
В Калининграде понимают, что для того, чтобы серьезно изменить ситуацию, необходимы масштабные западные инвестиции.
«Несмотря на более прохладные отношения между ЕС и Россией, Калининград по-прежнему остается местом для активного сотрудничества. И когда на государственном уровне начнется потепление, то я надеюсь, что Калининград сможет выступить в качестве своего рода локомотива, который потянет за собой наши отношения вперед», — говорит губернатор.