После нескольких месяцев попыток опровергнуть обвинения в сговоре с Москвой во время прошлогодней президентской кампании республиканцы утверждают, что теперь именно демократы «должны кое-что объяснить». Дело в том, что с учетом вновь открывшихся обстоятельств возникли вопросы об их связях с Россией.
Сначала появились сообщения о том, что ФБР знало о российской коррупционной схеме, связанной с интересами российской атомной энергетики в США, задолго до того, как администрация Обамы одобрила продажу горнодобывающей компании российской фирме, передав ей контроль над частью американских запасов урана.
Затем стало известно, что в рамках расследования «российского дела», проводимого Робертом Мюллером, изучается деятельность Тони Подесты (Tony Podesta), влиятельного демократа-лоббиста и брата бывшего председателя избирательного штаба Хиллари Клинтон Джона Подесты (John Podesta).
Между тем, Fusion GPS, фирма, стоящая за подготовкой скандального досье с компроматом на Трампа, обратилась в суд. Она потребовала отказать Конгрессу в доступе к ее банковским данным, после того, как на прошлой неделе представители фирмы, выступая на слушаниях на Капитолийском холме, отказались давать свидетельские показания против фирмы, воспользовавшись своим правом в соответствии с Пятой поправкой.
Хиллари Клинтон в понедельник проигнорировала вновь появившиеся разговоры об урановой сделке, назвав их «выдумками», предназначенными для того, чтобы отвлечь от скандала, связанного с республиканцами.
Но республиканцы думают иначе.
«Теперь уже демократам придется кое-что объяснить, — сказала накануне председатель Национального комитета Республиканской партии Ронна Макдэниел (Ronna McDaniel) в своем заявлении. — Я надеюсь, что они будут сотрудничать со следствием, будут откровенны с американским народом. И я надеюсь, что средства массовой информации будут освещать эти новые события с таким же рвением, как они это делали с самого начала в отношении данного расследования».
В понедельник утром телеканал NBC News первым сообщил, что в настоящее время вслед за разбирательством в связи с финансами бывшего председателя избирательного штаба Трампа Пола Манафорта в рамках проводимого специальным прокурором расследования «российского дела» следствие занялось изучением деятельности Тони Подесты и компании The Podesta Group.
Согласно этому сообщению NBC News, следственная группа Мюллера начала расследовать обстоятельства PR-кампании, к которой был причастен Манафорт и которая проводилась с целью продвижения одной проукраинской НКО, якобы пользовавшейся поддержкой пророссийской партии. По имеющимся данным, одной из многочисленных фирм, проводивших эту кампанию, была фирма the Podesta Group. Сообщалось, что следственная группа Мюллера после этого начала уголовное расследование, пытаясь выяснить, не нарушила ли фирма Закона о регистрации иностранных агентов (FARA), согласно которому в США лица, лоббирующие интересы зарубежных компаний и структур, обязаны зарегистрироваться в качестве иностранных агентов и раскрывать обстоятельства своей деятельности.
После того, как СМИ сообщили об этом бизнесе, и Конгресс начал задавать вопросы, фирма Подесты в конечном итоге подала заявку на регистрацию для осуществления деятельности. Но в понедельник официальный представитель фирмы The Podesta Group выступил с заявлением, сказав, что фирма действовала в соответствии с законом (был перечислен ряд документов, оформленных несколькими годами ранее) и «в полном объеме» сотрудничает со следственной группой специального прокурора.
Между тем на прошлой неделе появились новые подробности о том, как в 2010 году была одобрена сделка по продаже канадской горнодобывающей компании Uranium One одной из компаний российского «Росатома». США участвовали в этой сделке, поскольку в результате этой продажи русские получили контроль над частью американских запасов урана.
Однако, как сообщило издание The Hill, ФБР еще в 2009 году располагало информацией о дочерней компании той же российской фирмы, согласно которой русские использовали взятки, откаты и другие грязные методы, чтобы расширить присутствие российской атомной энергетики в США.
Несколько конгрессменов-республиканцев сегодня задаются вопросом о том, каким образом эту сделку годом позже одобрил межведомственный комитет. Один из них — сенатор-республиканец от штата Вайоминг Джон Баррассо (John Barrasso). Он выражает беспокойство по поводу продажи компании Uranium One еще с 2010 года. 19 октября он написал генпрокурору Джеффу Сешнсу (Jeff Sessions), заявив, что «крайне обескуражен и обеспокоен» сообщениями о том, что правительство одобрило сделку, несмотря на наличие у Минюста «доказательств подкупа со стороны российских чиновников российской атомной энергетической отрасли на территории Соединенных Штатов».
Он попросил предоставить Комитету, членом которого является Министерство юстиции, все обнаруженные Министерством «документы», связанные с расследованием, проведенным до утверждения сделки.
Затем газета The Hill сообщила, что когда Хиллари Клинтон стала госсекретарем, российский агент, выдавая себя за бухгалтера, сблизился с одним из доноров демократов в надежде собрать разведывательную информацию о возглавляемом Клинтон Госдепартаменте (позже агент был арестован). Законодатели также вновь подняли вопросы (впервые прозвучавшие в 2015 году) о взносах в принадлежащий Биллу и Хиллари Фонд Клинтонов, от «заинтересованных сторон».
В понедельник, обсуждая этот вопрос на телеканале C-SPAN, Хиллари Клинтон сказала: «Это — те же самые выдумки, которые распространяются уже не один год, и никаких убедительных доказательств пока никто не предъявил. На самом же деле, их неоднократно разоблачали и будут дальше разоблачать».
Кандидат в президенты от Демократической партии 2016 года заявила, что все это является одним из способов «отвлечь внимание» от расследования по поводу вмешательства России в выборы и возможного взаимодействия русских с представителями окружения Трампа во время прошлогодних выборов.
«Чем ближе расследование о реально существовавших связях окружения Трампа с реальными русскими… тем больше им хочется вносить во все сумятицу и поливать всех грязью», — сказала Клинтон.
Но, как заявила во вторник в эфире телепередачи Fox & Friends пресс-секретарь Белого дома Сара Сандерс (Sarah Sanders), «сговор» (с русскими) был только у «другой стороны».
«Если вы хотите увидеть чей-то сговор с русскими, то далеко ходить не надо — посмотрите на демократов. Ищите рядом, и вы увидите, что это — Тони Подеста и команда Клинтон», — заявила она.
А на другом фронте фирма Fusion GPS обратилась в суд, пытаясь заблокировать запрос Комитета Палаты представителей по разведке о предоставлении банковских выписок со счетов компании.
Председатель Комитета по разведке Палаты представителей Девин Нуньес (Devin Nunes), республиканец от штата Калифорния, отправил запрос о предоставлении этих документов в банк TD Bank четвертого октября. Но, согласно документам, изученным журналистами Fox News, фирма Fusion GPS добивается того, чтобы суд вынес решение о «временных ограничительных мерах и предварительном запрете» с тем, чтобы заблокировать выдачу этих выписок.
В иске, поданном фирмой Fusion GPS в окружной суд США округа Колумбия, говорится, что выдача документов в соответствии с запросом будет «означать отказ истцу и его клиентам в их праве на свободу слова, ассоциации и самовыражения, гарантированных Первой поправкой к Конституции».
В понедельник адвокаты-республиканцы Палаты представителей подготовили на своем собственном судебном заседании встречный иск, заявив, что фирма является не «ассоциацией», деятельность которой охраняется в соответствии с Первой поправкой, а коммерческой компанией. «Аргумент истца слишком заумен, демагогичен и является оскорбительным в отношении действий, предпринимаемых истинными правозащитными организациями», — заявили они.
Фирма Fusion GPS отказалась сообщать Комитетам по разведке Сената и Палаты представителей о том, кто заплатил за подготовку досье, и раскрывать сведения об источниках приведенной в досье информации. В прошлую среду два высокопоставленных чиновника из этой фирмы, занимающейся политическими расследованиями, отказались отвечать на вопросы членов Комитета по разведке Палаты представителей, сославшись на предусмотренное Пятой поправкой право не давать показаний против себя.