Почти на семь метров в высоту тянется к небу затейливый зелено-голубой цветок на желтой стене дома. Извилистое растение обрамляет окно на втором этаже, еще один цветок в теплых красных тонах красуется на пару метров ниже. Стебель внизу еще чистят волонтеры и воспитанники детского дома, ведь к торжественному открытию мозаичного фасада все должно быть чисто.
«У меня есть способности к творчеству, и я уже имел опыт работы с мозаикой», — гордо говорит Дима. Поэтому он сразу предложил свое участие, когда узнал, что фасад его детского дома собираются украсить. Диме 19 лет и почти всю свою жизнь он провел в приюте для умственно отсталых детей. «Солнышко» — так называется учреждение в поселке Филимонки, расположенном недалеко от МКАД. Диме здесь нравится, поэтому он попросил разрешения остаться еще на год, пока он проходит обучение на столяра.
Только пожелтевший фасад ему не нравился. Поэтому он усердно чистил старую плитку, разбивал ее и клеил на стену. «Без его помощи я бы не успела закончить вовремя», — хвалит его мастер по мозаике Анна Котик. Котик — почетный член попечительского совета детского дома и двигатель проекта. «Это мой размер, мелкие вещи мне не нравятся, и удаются они мне тоже плохо», — говорит она со смехом.
Вызвались добровольцы
Трудозатраты были огромные: сломанную плитку нужно было выпросить у строительных фирм, потом почистить, отсортировать и сложить. Лишь потом началась сама работа. Сначала Котик хотела оформлять стену одна, но работа продвигалась очень медленно. Тогда ей предложили помощь дети, а также многочисленные добровольцы, которые узнали о проекте из Facebook. «Так, мы справились за три недели, как и планировалось», — говорит Котик. Также благодаря наплыву добровольцев была достигнута главная цель — привлечь внимание общественности к детским домам.
Дети были в восторге. «Все сказали, какая красивая теперь стена», — радуется Дима. Руководство детского дома тоже выказывает признательность: «Идея великолепная, и мы поддерживаем почти каждую инициативу, когда кто-то хочет ее предложить», — говорит директор Михаил Маслов. Хотя поначалу он скептически относился к крупной, грубо расколотой плитке: «То, что вышло в итоге, замечательно», — считает он.
Маслов считает волонтеров важной частью реабилитации. На 60 детей приходится 85 сотрудников, которые их всесторонне опекают. «Но наряду с основным обеспечением, волонтеры и спонсоры важны для того, чтобы облегчить детям интеграцию в общество», — говорит Маслов. Этим произведением Котик не только воплотила свои художественные амбиции, но и дала детям шанс поучаствовать. Другие рисуют с детьми, разыгрывают спектакли или оплачивают им каникулы вне стен детского дома.
Трудная интеграция
Такое участие очень важно: на протяжении многих лет детские дома в России представляли собой учреждения, в которых дети были изолированы от мира. Еще в 2012 году Генеральная прокуратура обнародовала ужасающую статистику: лишь 10% воспитанников детских домов, став взрослыми, удается интегрироваться в общество, 40% становятся алкоголиками и наркоманами, 40% оказываются в тюрьме, а 10% кончают жизнь самоубийством.
С тех пор государство изменило свой подход: с одной стороны, сокращает количество детей в детских домах, оказывая финансовую помощь приемным родителям. В настоящее время детей в детских домах 51,8 тысячи — примерно треть от числа, объявленного десять лет назад. С другой стороны, на финансирование детских домов теперь выделяется больше денег, по крайней мере, в Москве.
Кроме того, были ликвидированы бюрократические барьеры для участия волонтеров. Статистический результат будет доступен лишь через годы, в Филимонках дети ощущают его уже сегодня.