В большом стратегическом казино самые крупные ставки в этом году делал русский царь с каменным лицом Владимир Путин. Он победил в ближневосточном покере, остался при своих в европейской рулетке, но проиграл в США и на Украине.
Однако этот человек играет по-крупному. И мухлюет. Давайте посчитаем фишки.
Ближний Восток. Путин с удвоенными усилиями вел военные действия в Сирии, сделав ставку на то, что никакой американский президент не заставит его раскрыть карты. И он был прав. Мы разбирались с ИГИЛ (запрещенная в России организация — прим. пер.), а в это время Путин, его иранские партнеры и сирийский сателлит Башар аль-Асад уничтожали сопротивление Асаду. Мы своими наивными действиями сохранили чудовищный режим и предали союзников.
Кроме Израиля, наши единственные надежные союзники в ближневосточном регионе — это курды. Но в этом месяце мы не захотели даже для проформы поддержать курдскую независимость и свободу, которую они завоевывали собственной кровью. 45 миллионов курдов живут без родины, а мы встали на сторону их угнетателей.
Вместо того, чтобы думать нестандартно, мы трусливо прячем головы в песок, настаивая на том, что все еще в состоянии отнять Ирак у Ирана, и что свирепого турецкого султана Реджепа Тайипа Эрдогана можно уговорить вернуться в круг единомышленников и снова стать надежным союзником, хотя этот наш партнер по НАТО покупает у России самые современные системы вооружений.
И каков результат? Хотя Сирия оказалась более дорогостоящей, чем ожидалось, на Путина там смотрят как на надежного союзника, а над нами смеются, опустошая наши карманы. А еще он обхаживает курдов, которых мы разочаровали. Путин получил базы в Сирии и мощный фронт ненавидящих Америку союзников от Тегерана до Бейрута, обрел военную точку опоры в Турции и стал центральной фигурой на Ближнем Востоке. А нам даже рукой не помашут на прощание.
Так называемые эксперты из Вашингтона утверждают, что никакой оси Россия-Иран-Турция возникнуть не может, хотя она уже формируется. Они говорят, что эти страны исторически являются врагами, и что у них разные цели. Однако мы живем в эпоху, которая просто обескураживает. Китай, который на протяжении тысячелетий находился в самоизоляции, вышел на мировую арену. Ислам, который несколько столетий пребывал в коматозном состоянии, ощетинился джихадом. Незаконная миграция сотрясает основы суверенитета. А Соединенные Штаты при президентах Бараке Обаме и Дональде Трампе отказались от своей роли лидера.
Постоянство не имеет никакого значения. Российско-турецко-иранскому альянсу не нужно существовать вечно, чтобы нанести большой ущерб. Путин вполне может столкнуться с тем, что Ближний Восток проявит к нему такую же неблагодарность, как и к нам. Но пока он — шейх Аравийский.
Европа. Путин разбросал фишки по всему столу, сделав ставку как на правых националистов, так и на левых активистов. Он финансирует начинающих политиков и покупает алчных бывших глав государств, начиная с экс-канцлера Германии Герхарда Шредера, который сегодня работает руководителем в российской энергетической компании, и кончая Биллом Клинтоном, который за большие деньги с радостью поехал в Москву. Но несмотря на все эти деньги, фейковые новости и кибернетические трюки, Путину пока не удалось развернуть в свою сторону ни одну крупную европейскую страну. Экономические санкции никто не отменяет. Все крупные выигрыши, включая Францию, ушли от него. А европейцы проявляют настороженность, борясь с фейковыми новостями, и возлагают надежды на НАТО, полагая, что этот альянс сумеет сдержать Россию.
Однако наглость Путина достойна восхищения. Он за копейки дезорганизовал целый континент.
Украина. Здесь Путин ошибся. После легкой победы в Крыму он решил, что сумеет так же просто добиться своего на востоке Украины. Однако украинцы оказали ему сопротивление. Российские войска (плохо замаскированные) теоретически имели все преимущества, а также гораздо более современное оружие. Но у украинцев была цель, и было стремление. Они вступили в борьбу и остановили российских агрессоров. Теперь у Путина нет уже ни сил, ни средств, чтобы поднять ставки в этой захватнической войне. Он продолжает свои махинации и уловки на Украине, однако население этой страны помнит многовековой российский гнет, а также сталинские злодеяния. Путин перегнул палку, и сегодня не осталось ни единого шанса на объединение Украины и России в обозримой перспективе.
Все, что дали пророссийские полевые командиры населению восточной Украины, это грязь и разрушения. Их действия стали наглядным уроком для всех тех, кому Путин может предложить «освобождение».
Соединенные Штаты Америки. Здесь ставки у Путина были очень высоки. Его вмешательство в наши выборы было беспрецедентным. Оно включало масштабные кибероперации, распространение фальшивых новостей, внедрение в предвыборные штабы. Он воевал с нами, не сделав ни единого выстрела.
Однако первоначальная эйфория Москвы вскоре испарилась. Наша система, пусть с запозданием, но сработала. Америка разоблачила махинации Кремля, начала масштабные расследования, а русские сегодня оказались в немилости по всей Америке, за исключением Белого дома, где наш президент по-прежнему с почтением относится к Путину.
Государственная система сдержек и противовесов, власть закона и свободные средства массовой информации — это очень сильная команда. Но не стоит удивляться, если этот азартный русский снова окажется за нашим столом. Путин — человек неисправимый.
Ральф Питерс — аналитик Fox New, занимающийся стратегическими вопросами.