Перевод осуществлен проектом Newочём
Мы, люди, часто бываем слишком самоуверенны. Нам свойственно оценивать себя «выше среднего» в различных категориях, начиная привлекательностью и способностью к альтруизму, заканчивая навыками вождения.
Но существует сфера, в которой позитивная самооценка нас подводит, и она относится к нашему эмоциональному восприятию. Нам постоянно кажется, что другие люди счастливее и социально более интегрированы, чем мы, и подобные убеждения — вне зависимости от того, имеют ли они реальную почву — оказывают значительное влияние на наше счастье.
Это утверждение недавно проверили исследователи из Университета Британской Колумбии (UBC) и Гарвардских школ медицины и бизнеса. В научной работе, опубликованной в журнале Personality and Social Psychology Bulletin, команда протестировала около 400 первокурсников UBC — группу людей, наиболее впечатлительных и склонных к переживаниям по поводу поиска новых друзей и адаптации в обществе. Студентов спрашивали об их социальной жизни: сколько у них друзей и знакомых, как много времени они проводят в одиночестве и в компании. Затем опрашиваемых попросили предположить, как их сверстники ответят на эти вопросы. Участники исследования также прошли целый ряд тестов, оценивающих их психическое здоровье и благополучие.
Большинство студентов (55%) предположили, что у их сверстников друзей больше, чем у них, тогда как 26% были убеждены в том, что у них больше друзей, чем у большинства однокурсников. В среднем респонденты отметили около 31% времени, проводимого в одиночестве, считая, что остальные наедине с собой проводят лишь 22% своего времени.
Неудивительно, что у респондентов, сообщивших о большом количестве друзей и знакомых, с общим благополучием все оказалось в порядке. Но восприятие собственной социальной жизни относительно других также оказало значительное влияние. Простого убеждения в том, что у них меньше друзей, чем у других — неважно, соответствовало оно действительности или нет — было достаточно, чтобы заставить людей чувствовать себя хуже.
«Даже в условиях прекрасной социальной интеграции, если человек думает, что у окружающих друзей больше, чем у него, это негативно сказывается на уровне его благополучия и сопричастности», — объясняет доцент Гарвардской школы бизнеса Эшли Уилленс, возглавлявшая исследование в качестве докторанта UBC.
По мнению Уилленс, причина этого явления заключается в том, как мы наблюдаем за другими людьми. Мы проживаем полный спектр нашей жизни и знаем, сколько времени уходит на такие одиночные задачи, как учеба, работа или просмотр сериала на Netflix в одиночку с контейнером еды на вынос. Мы наблюдаем за актами социальной коммуникации других людей и бессознательно предполагаем, что именно так они и проводят большую часть своего времени, не учитывая того факта, что они тоже часами предаются одиночеству.
Убеждение в том, что кто-то более популярен в обществе, чем вы, приносит больше вреда, чем пользы.
Синдром «упущенных возможностей» не такая уж серьезная проблема: мы больше мотивированы на заполнение маленьких пробелов, чем больших. Когда исследователи вновь провели свои испытания на тех же студентах спустя полгода, выяснилось, что у тех, кто считал себя менее социально интегрированным, на самом деле оказалось больше друзей. Однако убеждение в том, что сверстники более популярны, приносит больше вреда, чем пользы. Тем более, что оно, скорее всего, безосновательно.