Киев, Украина — В среду, в 22:05 член украинского парламента Игорь Мосийчук, его телохранитель Руслан Кушнир и политический аналитик по имени Виталий Бала направлялись к своим автомобилям после участия в передававшейся в прямом эфире программе телеканала Espresso TV, и в этот момент раздался мощный взрыв. В результате погиб телохранитель Кушнир, а также полковник полиции в отставке Михаил Мормель, случайно оказавшийся в тот момент на автомобильной парковке. По крайней мере три человека получили серьезные ранения, в том числе Мосийчук и Бала, которые были срочно доставлены в больницу для проведения интенсивной терапии.
Этот взрыв у здания телеканала Espresso TV стал четвертым покушением такого рода в Киеве и шестым на Украине за последние 16 месяцев. И это оказалось очень плохой новостью в столице, где сотни ветеранов, вернувшихся из истерзанного войной Донбасса на востоке страны, днем и новью протестуют, осуждая нынешнее лидерство президента Петра Порошенко и Раду, украинский парламент.
Атмосферы безысходности и бунта вернулась на Украину — нечто подобное мы уже наблюдали несколько лет назад. Люди опять возводят баррикады в центре украинской столицы, готовят еду на костре, устанавливают палатки и требуют организовать государственный переворот.
«Мы хотим избавиться от президента Порошенко, от всех депутатов Рады, от всего правительства, так как они бесстыдно коррумпированы, они участвуют в контрабандном бизнесе с оккупированными (повстанцами) территориями, и у них нет никакого желания сделать лучше жизнь людей», — сказал в беседе с корреспондентом Daily Beast Виктор, солдат из добровольческого батальона «Айдар». Виктор должен был получить компенсацию за полученные ранения, однако правительство, по его словам, не выплатило ему ни копейки.
Война началась на Донбассе в 2014 году, после того как Россия аннексировала Крымский полуостров и сделала его частью своей собственной территории. В результате боев и обстрелов десятки украинских городов и поселков оказались разрушенными, а 10 тысяч человек были убиты.
И вот теперь террор поразил Киев. «Никто не может чувствовать себя в безопасности в нашем городе», — отметил в интервью порталу Daily Beast украинский прокурор и эксперт в области уголовного права Анна Маляр. «Слишком много взрывов, и преступники планируют новые убийства с использованием приведенного с востока страны оружия и боеприпасов».
В 20:10, всего через несколько минут после взрыва бомбы, Мосийчук опубликовал в Fаcebook такое сообщение: «Только что в отношении меня была совершена попытка убийства. Была взорвана моя машина, припаркованная рядом с телеканалом Espresso TV, где я участвовал в передававшемся в прямом эфире ток-шоу, а затем моя машина была взорвана».
В среду следователи сообщили о том, что взрывное устройство была установлено не в автомобиле Мосйчука, а на мопеде, припаркованном рядом с машиной депутата. Также в среду Служба безопасности Украины (СБУ) назвала взрыв бомбы террористической атакой.
Почему Мосийчук мог стать объектом для нападения? В состоявшейся в прошлом месяце беседе с корреспондентом Daily Beast, Мосийчук рассказал о том, что в середине 1990-х годов он помогал вербовать украинских добровольцев и направлять их в Чечню для того, чтобы они воевали против Москвы. В 2014 году чеченский лидер Рамзан Кадыров, близкий союзник российского президента Владимира Путина, призвал к проведению уголовного расследования в отношении Мосийчука. В четверг официальный представитель Кадырова отрицал причастность Кадырова к взрыву бомбы в Киеве.
Мосийчук, избранный в Раду как депутат Радикальной партии, раньше играл ведущую роль в украинских крайне правых движениях. В августе 2011 года он и его партнеры были обвинены в подготовке «террористической» атаки на статую Ленина. Украинский суд приговорил Мосийчука к шести годам тюремного заключения, однако после революции Майдана в 2014 году Мосийчук был освобожден из заключения.
Мало кто на Украине дожидается результатов официального расследования, и многие уже указывают на тех людей, которые несут ответственность за автомобильные бомбы на Украине.
«Российские спецслужбы делают это для дестабилизации ситуации в тот момент, когда в Киеве проходят протесты оппозиции», — отметил в беседе с корреспондентом Daily Beast Антон Геращенко, депутат Рады и советник министра внутренних дел.
Геращенко перечислил жертв предыдущих взрывов автомобильных бомб в своем сообщении в Facebook: полковник украинской разведки Максим Шаповал, полковник контрразведки Юрий Возный, подполковник СБУ Александр Хараберюш. «Меня ожидала такая же судьба в январе этого года», — отметил Геращенко.
У Геращенко нет сомнений в том, что за всеми этими взрывами стоит Москва. «Россия использует своих агентов, граждан Украины, для организации убийств и устранения нежелательных людей», — сказал Геращенко в интервью Daily Beast. — В прошлом Мосийчук открыто критиковал российское руководство, а вчера мы стали свидетелями акта мести«.
Не все жертвы подобных убийств являются политиками. В июле прошлого года прямо рядом со зданием киевской оперы был взорван автомобиль, за рулем которого находился Павел Шеремет, журналист «Украинской правды».
Шеремет был чем-то вроде отца для молодых журналистов «Украинской правды», и эта газета продолжает оставаться одним из наиболее надежных источников информации на Украине. Несмотря на огромную потерю, ее сотрудники продолжают проводить независимые расследования, они раскрывают коррупционные схемы, в которых принимают участие государственные чиновники самого высокого уровня.
Вместе с Комитетом защиты журналистов (КЗЖ) сотрудники «Украинской правды» призывает президента Порошенко к проведению независимого и эффективного расследования убийства своего коллеги.
«Создается впечатление, что существует группа заказных убийц, которая действуют в Киеве в настоящее время, — отметила в беседе с корреспондентом Daily Beast Севгиль Мусаева-Боровик, главный редактор „Украинской газеты". — Мы постоянно чувствуем опасность. Случайные прохожие стали жертвами вчерашнего взрыва. А знаете, что самое страшное? Мы уже привыкли к этим взрывам».
Тем временем протестующие в лагере рядом с парламентом начинают обедать под дождем. Люди в военной форме наливают суп бездомным, обычным прохожим, всем, кто голоден. Временами в лагере собираются до 500 военных ветеранов, и тогда большие военные машины блокируют улицы вокруг лагеря.
Артем, один из протестующих, устраивает экскурсию по лагерю для корреспондента Daily Beast. В ходе войны с поддерживаемыми Кремлем боевиками, контролирующими Донецкую и Луганскую области, 22-летний Артем повредил себе глаз, а еще он хромает из-за полученного ранения в ногу.
«Я не могу учиться в университете и жить нормальной жизнью, в то время как эти (парламентские) депутаты и президентская администрация получают 10% от контрабанды. Они такие же плохие, как и наши враги в этой войне», — сказал этот ветеран. Ветераны утверждают, что они не имеют ничего общего с осуществленным в среду покушением на убийство.