Мадрид пытается подавить бунт Барселоны: власти Испании намерены приостановить автономный статус Каталонии и впервые в истории задействовать 155 статью Конституции Испании. Она предусмотрена для тех ситуаций, когда автономные регионы «не исполняют конституционные обязательства» так, что это «значительно подрывает интересы Испании». Эта статья позволяет Мадриду принимать любые «необходимые меры», чтобы восстановить порядок и законность, и брать на себя руководство всеми органами региональной власти. Решение было принято после того, как в Мадриде три недели пытались выяснить, объявила ли Каталония независимость после проведённого 1 октября референдума. Парламент автономии говорил о необходимости диалога прежде, чем выступать с декларацией о независимости, правительство Испании настаивало на однозначном решении, которое давало бы центру полномочия ввести в Каталонии прямое управление.
Чуть более 90% каталонцев, проголосовавших на референдуме (явка составила 42,5%), высказались за выход Каталонии из состава Испанского королевства, что полностью идёт вразрез с планами Мадрида и представлениями Евросоюза о территориальной целостности его членов. Теперь, если 155-я статья будет задействована (для этого решение правительства должен одобрить Сенат Испании — верхняя палата Генеральных кортесов, испанского парламента), будет смещено руководство Женералитета Каталонии, включая его главу Карлеса Пучдемона (Carles Puigdemont i Casamajó) и вице-премьер Уриола Жункераса (Oriol Junqueras i Vies). Их места займут должностные лица из столицы страны, а в автономии в течение полугода будут назначены досрочные выборы. В Мадриде такие меры считают «пропорциональными» и рассчитывают, что они будут носить «временный» характер. Пока что в Каталонии были произведены привлекающие внимание задержания ряда активистов движения за независимость. В частности, арестованы глава Каталонской национальной ассамблеи Жорди Санчес (Jordi Sànchez) и руководитель ассоциации за распространение каталонского языка и культуры Omnium Cultural Жорди Кушар (Jordi Cuixart). Вскоре в Барселоне прошли массовые митинги с призывами к освобождению лидеров этих общественных организаций.
Реалистично настроенные каталонцы, вероятно, были бы не против подобного сценария: сейчас вопрос о выходе из состава Испании, на который далеко не все жители Каталонии отвечают однозначным «да», зашёл в тупик, а регион несёт значительные потери. Народ призывают к забастовкам и протестам, политические силы решают только одну проблему, а их становится гораздо больше: всего за три недели после проведения референдума мятежный край покинули свыше 800 компаний — от крупнейших банков и страховых обществ до небольших предприятий, опасающихся нестабильности. Бронирование мест в гостиницах Барселоны сократилось на треть, объём инвестиций в Каталонии снизился на 10 процентов. По предварительным оценкам, регион ещё без всякого объявления о независимости лишился 4% своего ВВП.
Каталония готовится объявить о независимости в ответ на приостановление автономии. На улицы Барселоны в минувшие выходные вышло до полумиллиона сторонников независимости. Карлес Пучдемон в очередной раз заявил, что центр «не понимает проблему и не хочет диалога», назвав шаги Мадрида «самой ужасной атакой на институты и народ Каталонии со времён декретов диктатора Франсиско Франко (Francisco Franco), которые упразднили Женералитет». Пучдемон, поставивший сам себя в практически безвыходное положение, апеллирует к Евросоюзу, указывая, что «если фундаментальные европейские ценности находятся под угрозой в Каталонии, значит, они под угрозой в Европе». Но Брюссель не слышит Барселону: его основные собеседники остаются в Мадриде, а ненужная «горячая точка» на северо-востоке Испании только вредит идее европейского единства. Поддержка каталонской независимости — последнее, на что может рассчитывать от Евросоюза правительство автономии, которая вскоре временно перестанет ей быть.