В настоящее время администрация Трампа занимается разработкой такой политики в области ядерного оружия, которая может положить конец стартовавшей после окончания холодной войны эпохе разоружения, укрепив арсенал США и смягчив требования, в соответствии с которыми может применяться ядерное оружие.
Проект нового Обзора состава и количества ядерного оружия (Nuclear Posture Review) был представлен в сентябре на встрече Дональда Трампа и его советников по вопросам национальной безопасности в Белом доме. Конгресс и союзники США тоже были уведомлены о прогрессе в работе над этим документом.
Этот документ до сих пор обсуждается, и планируется, что его подготовка будет завершена к концу текущего или к началу следующего года. Среди новых элементов, которые в настоящий момент рассматриваются, можно назвать баллистическую ракету малой мощности, предназначенную, прежде всего, для того, чтобы помешать России применить ядерное оружие в случае войны за прибалтийские государства; крылатая ракета морского базирования; изменения в формулировках, касающихся условий применения ядерного оружия США; инвестиции, направленные на сокращение времени для подготовки к ядерным испытаниям.
Трамп неоднократно заявлял о своем намерении усилить арсенал США. Согласно некоторым сообщениям, он был крайне возмущен, когда во время встречи с военными лидерами США в июле он увидел нисходящую диаграмму, демонстрирующую уменьшение американских запасов оружия начиная с периода холодной войны, и его пришлось просить не отдавать приказ о десятикратном его увеличении.
«Вы можете быть уверены, что наша администрация намерена укреплять и модернизировать ядерный потенциал Америки», — заявил вице-президент Майк Пенс (Mike Pence) в пятницу, 27 октября, в ходе визита на военно-воздушную базу Майнот в Северной Дакоте, где находятся межконтинентальные баллистические ракеты Minuteman III и стратегические бомбардировщики B-52.
«История свидетельствует о том, что самый верный путь к миру — это сила Америки. Нет более значимого фактора, нет более мощной силы для обеспечения мира на планете, чем ядерный арсенал США».
Как и многие другие шаги Трампа, которые он совершил в должности президента США, эта новая политика направлена на то, чтобы уничтожить наследие его предшественника. Барак Обама начал свой первый президентский срок с важной речи, которую он произнес в Праге в апреле 2009 года и в которой он заявил о стремлении США к разоружению и в конечном итоге к ликвидации ядерного оружия во всем мире.
Спустя год после его выступления США и Россия подписали новый договор по СНВ, согласно которому обе стороны должны были сократить число стратегических ядерных боезарядов до 1 550 единиц, то есть почти на треть по сравнению с прежними нормами.
Однако «пражская программа» постепенно сошла на нет. Стремление сократить запасы стратегического оружия еще на треть — даже в одностороннем порядке в случае необходимости — иссякло в силу сопротивления со стороны Конгресса, набирающей мощь северокорейской ядерной программы и ухудшения отношений с Россией.
По некоторым данным, в феврале Россия развернула новую крылатую ракету наземного базирования, которая, согласно заявлениям США, нарушает Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности, подписанный в 1987 году США и СССР.
Это предполагаемое нарушение заставило ястребов оборонного ведомства призвать администрацию США ответить России сходным образом. Чиновники администрации Трампа называют это еще одним свидетельством провала политики Обамы.
В четверг, 26 октября, Кристофер Форд (Christopher Ford), специальный помощник президента по вопросам оружия массового уничтожения и противодействия распространению оружия, обратился к участникам встречи, посвященной теме ядерных угроз, которую организовал фонд Ploughshares Fund: «Традиционный, сложившийся после окончания холодной войны подход, предполагающий демонстрацию честного стремления к разоружению посредством устойчивого численного движения по направлению к ликвидации и одновременных попыток избежать таких шагов, которые могут подорвать основы национальной безопасности США, по большей части утратил свою актуальность и обоснованность, особенно с учетом изменений условий в сфере безопасности».
«Поэтому пришло время рассмотреть альтернативные подходы, и мы как этим сейчас занимаемся».
Форд не стал раскрывать детали, отметив, что Обзор состава и количества ядерного оружия пока еще находится в разработке. Однако несколько источников, владеющих информацией о прогрессе, отметили, что в список элементов, вынесенных на обсуждение, входят:
• Баллистическая ракета малой мощности, возможно, ракета Trident D5, но с использованием только первой части ее двухступенчатой боеголовки.
• Возвращение ядерных крылатых ракет морского базирования «Томагавк», которые были исключены из арсенала в 2013 году.
• Сокращение периода времени, которое США потребуется на возобновление ядерных испытаний — сейчас этот период составляет три года.
• Смягчение ограничений, изложенных в Обзоре состава и количества ядерного оружия 2010 года, где говорится, что США могут применить ядерное оружие только в «чрезвычайных обстоятельствах, чтобы защитить ключевые интересы США и их союзников и партнеров», и что они не имеют право применять его против стран, не обладающих ядерным оружием.
Любые изменения в ядерном арсенале США должны быть одобрены Конгрессом, который контролирует финансирование ядерной программы и который уже испытывает беспокойство в связи с тем, что стремительно растущие расходы на ядерное оружие приводят к ослаблению неядерного военного потенциала.
Ожидается, что во вторник Бюджетное управление Конгресса обнародует новый доклад, согласно которому расходы на реализацию программы модернизации ядерного арсенала, одобренную Обамой, будут увеличены с 1 триллиона долларов до 1,25 триллиона долларов в течение трех следующих десятилетий.
«Мы никогда не интересовались тем, откуда поступают эти деньги, а сейчас в этом вопросе стало еще меньше ясности», — сказал Джон Волфстал (Jon Wolfsthal), который занимал пост старшего директора по контролю над вооружениями и нераспространением в Белом доме Обамы.
Кроме того, особенно сильное сопротивление встретят такие элементы обзора Трампа, как ракета малой мощности, поскольку они представляют собой новые возможности для нанесения удара.
Заявляя о том, что любые подобные инновации могут спровоцировать новую гонку вооружений, администрация Обамы заручилась поддержкой обеих партий в том, что получило название «трех нет» оружейной доктрины: нет новым ядерным боеголовкам, нет новым военным миссиям и нет новым возможностям для уже существующего оружия.
Некоторые критики утверждают, что в эпоху Обамы некоторое американское оружие все же было определенным образом усовершенствовано, о чем публично не сообщалось. Но Адам Маунт (Adam Mount), эксперт по ядерному оружию в Федерации американских ученых, сказал, что те изменения, которые сейчас рассматривает администрация Трампа, являются намного более значительными.
Он объяснил: «Когда новый план поставок предоставляет американским стратегам новые варианты и возможности, именно тогда ядерный арсенал начинает трансформироваться, и именно тогда мы встаем на путь, ведущий к новой гонке вооружений».