Политика безопасности не должна основываться на напрасных иллюзиях. Однако она не должна основываться и на картинках ужасов, распространенных в нынешней реальности.
Похоже, убежденность в том, что Россия пытается оказать влияние на Финляндию, основана на недооценке уровня понимания ситуации финнами.
О попытках России оказать влияние на результаты выборов активно говорят уже в течение нескольких лет. Есть убедительные доказательства, поэтому во многих странах уже готовятся к информационному воздействию со стороны Кремля.
В Финляндии специалисты Комитета безопасности при Министерстве обороны страны размышляют, как Россия может повлиять на предстоящие выборы президента Финляндии. Хотя политика безопасности предполагает проведение учений и подготовку к самым неожиданным событиям, список возможных способов оказания влияния, опубликованный в газете Helsingin Sanomat, ошеломляет.
Операции в социальных сетях или поддержка некоторых политиков являются вполне ожидаемыми способами оказания влияния. Оспаривание результатов голосования выглядит уже как теоретический вариант, но политическое убийство или террористический акт — уже просто фантастика.
Комитет безопасности можно поблагодарить за открытость, так как он опубликовал документ, который его секретарь назвал «рабочим». И мнения специалистов еще будут рассматриваться самим Комитетом. К счастью.
Это известно и по другую сторону восточной границы. Сценарий президентских выборов вряд ли можно будет изменить какими-либо операциями троллей или агентов.
Россия также понимает, что попытки оказать воздействие будут политической игрой, которая может привести к обратному результату. Хотя со стороны кажется, что Россия нечестными способами привела к руководству США угодного ей человека, результат операции оказался для Кремля проигрышным.
Политическими убийствами в современной России не гнушаются. А в данной ситуации — и в Финляндии. Бредовая мысль.
Совершенно очевидно, что, будучи сверхдержавой, Россия стремится оказывать влияние и на ближайшее окружение, и на ход событий в мире. Не надо быть наивными. Например, беженцев, приехавших в Финляндию из России через северную границу пару лет назад, считают очевидной попыткой оказать влияние, злобным намеком.
Особенно досадно в разговорах об информационном воздействии то, что финнов ассоциируют с нацией, которую легко одурачить, с чухонцами, какими мы были в свое время для русских. Похоже, что теперь также думают и эксперты нашей страны.
Стоит помнить, что у финнов высокий уровень образования, граждане страны получают информацию из источников, которым они доверяют, а отношение к действиям соседнего государства, на которое они смотрят сквозь призму истории — критическое и вполне здравое. Уровень понимания происходящего гражданами Финляндии не надо недооценивать.