Теракты, совершаемые террористами-смертниками, и военные действия в Сирии вовсе не прекращены.
Но хотя война продолжается и хотя Исламское государство (запрещенную в России террористическую организацию) теснят непрерывно, дипломаты и руководители крупных концернов устремились в Дамаск, чтобы завоевать его расположение.
Дело в том, что речь идет о жирных контрактах. На многие миллиарды долларов.
Развалины
По данным Всемирного банка, гражданская война, продолжающаяся шесть лет, пока обошлась в невероятную сумму в 226 миллиардов долларов. Половина из 19 миллионов жителей страны бежала из своих домов. Всемирный банк предполагает, что почти 50% школ и больниц в стране разрушены.
Но в восстановлении смогут участвовать далеко не все страны. Ни одна из западных стран, поддерживавших оппозицию, этого сделать не сможет.
Одобрены такие страны, как Росси, Иран, Китай и Индия. И они уже обеспечили себе гигантские контракты.
* Россия пока подписала контракты на минимум 950 миллионов долларов, сообщил премьер-министр Сирии Ваиль аль-Халки в беседе с информационным агентством РИА Новости. Россия, в частности, будет восстанавливать энергетический сектор.
* Иран получил подряд стоимостью в «несколько сотен миллионов долларов» для приведения в порядок сетей электроснабжения, по утверждениям телерадиовещательной компании Аль-Джазира. Иран хочет также восстанавливать систему распределения воды и канализационные системы в Сирии.
* Индийские концерны недавно вели переговоры о своем участии в сталелитейной промышленности в Сирии.
* Китай обещал в июле инвестировать два миллиарда долларов в создание промышленных парков на территории Сирии.
Официально решения о том, какие страны будут участвовать в восстановлении, принимает Башар Асад. Но позиции России и Ирана в Сирии настолько сильны после того, как они оказали Асаду такую масштабную военную поддержку, что последнее слово будет за ними.
Хотя большая часть территории Сирии разрушена, столица Дамаск была более защищена, и здесь многие пытаются вернуться к мирной жизни. В районе аль-Мидан, где террорист-смертник недавно произвел теракт, музыкант Низар Омран (Nizar Omran) в воскресенье играл на трубе в культурном центре Дар аль-Асад. В понедельник писатели Мариам Замель и Рима Аклак читали отрывки из своих произведений в другом культурном центре.
«Никакой стабильности еще нет. Снаряды по-прежнему рвутся», — рассказывает Надер, житель Дамаска, корреспонденту Dagsavisen.
Но ясно также и то, что война вступила в новую фазу, говорит он.
«Все хотят урвать свой кусок пирога при восстановлении, об этом говорят все время. Так что, если судить по этому, то Асад уже победил», — считает он.
Да и какие-то вещи действительно стали лучше. У большинства населения в Дамаске электричество — 24 часа в сутки, впервые за пять лет. Цены на продукты стали падать.
И еще одно событие, которое следует расценивать как прорыв: Союз арабских аптекарей на прошлой неделе провел свое ежегодное собрание в Дамаске, в нем приняли участие представители Ливии, Ливана, Египта, Туниса, Иордании, Палестины и Йемена, сообщает государственное сирийское информационное агентство SANA.
Мирные переговоры
Одновременно с этим в Казахстане состоялся в эти дни новый раунд переговоров о мире. Переговоры возглавляют Россия, Турция и Иран, эти державы в Сирии преобладают. В переговорах участвуют как представители правительства, так и оппозиция.
Целью переговоров является расширение зоны перемирия. США, заявившие на прошлой неделе, что президент Асад не может продолжать находиться во главе страны, имеют лишь статус наблюдателя.
Параллельно с переговорами в Астане продолжается мирный процесс под эгидой ООН и спецпредставителя Стаффана де Мистуры, но пока он видимых результатов не принес.
Стаффан де Мистура призвал стороны конфликта сделать шаг от демилитаризованных зон к «более стабильному политическому решению».
Следующий раунд переговоров под эгидой ООН начнется в Женеве 28 ноября.
Ветер переменился
Но Асад не видит особых причин к заключению политических компромиссов сейчас, когда он побеждает.
То, насколько переменился ветер, можно было видеть вчера в центре Дамаска, когда люди, в основном, мужчины, разъезжали на автомобилях, сигналили и размахивали сирийскими флагами, высунутыми в окна машин.
И дело было не в войне, а в футболе. Потому что после того, как сборная разгромила Катар и сыграла вничью с Ираном, у Сирии впервые появился шанс стать участником Чемпионата мира по футболу.
В тот вечер сирийское телевидение взяло интервью у звезды сирийского футбола Фираза аль-Хатиба (Firas al-Khatib).
В прошлые сезоны футболиста отлучили от сборной, потому что он осмелился критиковать режим. Но на этот раз он знал, что говорить.
«Хочу поблагодарить президента Башара Асада за все, что он сделал для спорта и спортсменов», — твердо заявил аль-Хатиб.