Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Российский олигарх получал тайную поддержку в Юте

© РИА Новости Сергей Мамонтов / Перейти в фотобанкПредседатель правления, член совета директоров компании «Новатэк» Леонид Михельсон
Председатель правления, член совета директоров компании «Новатэк» Леонид Михельсон
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
От Банка Юты веет идеально американским духом. Он был основан в 1950-х годах ветераном обеих войн, предлагает доступные кредиты и открывает накопительные счета, спонсирует детские фестивали и собирает одежду для бедных. Однако у банка есть менее известная клиентура, в состав которой входит богатейший российский олигарх Леонид Михельсон, союзник президента Путина.

Из офшорной юридической фирмы просочились свидетельства о том, как зажиточная элита обходит запреты на регистрацию иностранцами частной авиации в США


От Банка Юты (Bank of Utah) веет идеально американским духом. Он был основан в 1950-х годах ветераном обеих войн, предлагает доступные кредиты и открывает накопительные счета, спонсирует детские фестивали и собирает одежду для бедных.


Однако помимо привычных клиентов, у банка есть менее известная клиентура, в состав которой входит богатейший российский олигарх Леонид Михельсон, союзник президента Владимира Путина. Банк использовался как прикрытие, чтобы господин Михельсон мог тайно зарегистрировать свой частный самолет в Соединенных Штатах, для чего требуется наличие американского гражданства или вида на жительство.


Работа в интересах господина Михельсона, чья газовая компания находится под санкциями США, является частью скрытого бизнеса Банка Юты, позволяющего зажиточным иностранцам легально получать регистрацию их воздушных судов в Америке, скрывая их личность от общественности. Банк осуществляет эту деятельность через целевые счета на свое имя, указываемое вместо имени владельца в регистрационных документах.


Банк Юты управляет более чем 1390 целевыми счетами, большинство из них используется для обслуживания иностранцев, они приносят миллионную прибыль, благодаря которой банк является вторым обладателем таких счетов в стране. Документы, просочившиеся из офшорной юридической фирмы Appleby, демонстрируют, что услугами Банка Юты, Уэллс Фарго и других американских компаний пользовались богатые владельцы самолетов из России, Африки и Ближнего Востока.


Документы попали в распоряжение немецкой газеты Süddeutsche Zeitung, которая поделилась ими с Международным консорциумом журналистов-расследователей и другими новостными организациями, в том числе с New York Times. Помимо прочего, в документах раскрывается, что компания Appleby часто оформляла эти целевые соглашения по схеме ухода от налогообложения на острове Мэн, территории, подвластной Великобритании, используемой владельцами самолетов как убежище для ухода от налогообложения в Европейском Союзе. Вместе такие компании, как Банк Юты и Appleby, обеспечивают ряд уловок для экономии средств представителям богатой элиты со всего мира.


У членов Конгресса и федеральных аудиторов росло беспокойство по поводу того, что непрозрачные целевые соглашения по авиации, не находящиеся под пристальным вниманием Федерального управления по авиации, могут дать террористам и преступникам способ ухода от санкций, а также выпасть из поля зрения чиновников разведки и правоохранительных органов. Около 10 тысяч частных самолетов зарегистрированы в Соединенных Штатах на фонды, зарегистрированные за границей.


«Существуют серьезные риски для национальной безопасности, когда Федеральное управление авиацией одобряет регистрацию авиасудна, но не получает всей информации, особенно, если самолетом владеет подставная компания или иностранная организация», — сказал в июле член палаты представителей Стивен Ф. Линч (Stephen F. Lynch), демократ от штата Массачусетс, предлагая к рассмотрению законопроект, требующий от Федерального управления авиацией получать и регулярно обновлять данные о конечном собственнике, стоящем за фондами, на которые записан самолет.


В докладе генерального инспектора 2013 года было установлено, что более чем у половины фондов, зарегистрированных за границей, «не хватало важной информации, например, о личности владельцев фондов и о летно-эксплуатационном агентстве». В результате, говорится в докладе, управление «не смогло предоставить информацию на эти самолеты иностранным властям по их требованию, когда c зарегистрированными в США самолетами происходили аварии или какие-то инциденты».


В другом докладе генерального инспектора 2014 года приводились случаи, в которых, как указывалось, открывался потенциал для возникновения проблем, связанных с национальной безопасностью и законодательством. В том числе приводился эпизод, когда одному американскому банку (название не указывается) пришлось закрыть целевой фонд после получения информации о том, что его бенефициар, один ливанский политик, связан с террористической группировкой.


А три года назад самолет, зарегистрированный на Банк Юты, был замечен в иранском аэропорту, что вызвало вопросы о возможном нарушении действовавших в то время американских санкций. В банке журналистам сообщили, что «не имеют понятия» о том, почему самолет находился там, и не раскрыли имени его владельца. Выяснилось, что самолет Bombardier принадлежал ганской компании, а американцев на его борту не было.


Этот эпизод стал для руководства Банка Юты основанием для пересмотра своих приоритетов. В недавно публиковавшемся интервью в офисах корпоративных фондов банка в Солт-Лейк Сити финансовый директор Брэнден Хэнсен (Branden Hansen) сказал, что возникший риск для репутации вынудил банк пересмотреть, не стоит ли «закрыть эту лавочку».


Банк решил продолжать оказывать эти услуги, но с расширенной проверкой юридического и финансового статуса и с новой командой, осуществляющей свой надзор. Джон Кроазмун (Jon Croasmun), работник траст-отдела банка, поступивший туда год назад, сказал, что «важно знать, кто является владельцем», добавив, что банк разыскивает открытую информацию, паспорта и предпринимает иные шаги, чтобы удостовериться в том, что знаком с прошлым владельцев авиасудов.


Однако руководство Банка Юты было удивлено, узнав, что они помогли российскому олигарху господину Михельсону. Услышав название оффшорной подставной компании, через которую господин Михельсон управлял своим самолетом Gulfstream, господин Кроазмун прервал интервью, чтобы проверить банковские данные. Он подтвердил, что подставная компания действительно была клиентом их банка с 2013 года, но информации относительно того, что за ней стоит господин Михельсон, «в просмотренных мной бумагах не было».


«Его имя там не фигурирует», — сказал господин Кроазмун.


Запрос из Москвы


Базирующаяся на Бермудах компания Appleby является одной из крупнейших оффшорных юридических фирм в мире. Документы компании позволяют увидеть, что стоит за более чем десятком целевых счетов, созданных американскими финансовыми институтами для стремящихся скрыть свою личность владельцев самолетов, главным образом, иностранцев, которые иначе не смогут зарегистрировать свой транспорт в Федеральном управлении авиации. Регистрация в Америке дает своеобразный бонус, так как благодаря ей увеличивается стоимость самолета при перепродаже, бюрократические требования упрощаются и становятся менее дорогостоящими, а также считается, что при передвижениях по миру самолет требует меньше проверок.


Среди владельцев самолетов, являвшихся клиентами компании Appleby, был Шахер Абдулхак (Shaher Abdulhak), бизнесмен из Йемена, обладающий, по некоторым данным, состоянием в 9 миллиардов долларов, в числе инвестиций которого значатся такие компании, как дистрибьютор Coca-Cola на Ближнем Востоке; UPL, индийский производитель промышленной химии и пестицидов; и Рашид Сарданов, российский миллиардер-нефтяник и старый клиент юридического бюро Mossack Fonseca, просочившаяся информация о котором в 2015 году стала известна под названием «Панамские документы».


Обслуживая этих клиентов, компания Appleby сотрудничала с двумя банками, являющимися самыми плодовитыми создателями американских целевых счетов на авиацию: Уэллс Фарго и Банк Юты. Можно легко увидеть, как третий по величине банк в США Уэллс Фарго с активами почти на 2 триллиона долларов и офисами в 42 странах может найти доходный нишевой сервис для богатой элиты. Менее очевидно — это то, как той же дорогой пошел Банк Юты, имеющий 18 филиалов в одном штате.


Как это бывает, группа бывших сотрудников траст-отдела банка Уэллс Фарго поступила на работу в Банк Юты около десяти лет назад и создала то, что позже станет прибыльной частью банковского бизнеса. Банк получил 8,8 миллионов долларов в 2016 году в качестве комиссии за обслуживание счетов, что на 1,1 миллион долларов больше по сравнению с показателями прошлого года, как следует из последнего годового отчета.


Господин Кроазмун и господин Хансен не согласны с предположением, что они использовали лазейку, чтобы обойти ограничения на регистрацию иностранцами авиатранспорта в Соединенных Штатах. Выполняя роль «гражданина США» для регистрационных целей, банк обеспечивал дорогостоящие услуги для, скажем, многонациональных компаний, руководители которых не были гражданами Америки, говорят они. Банк, очевидно, обеспокоен вопросами, возникающими в связи с этими счетами. На его сайте содержится заявление, в котором говорится, что он не имеет ничего общего с самолетами, зарегистрированными на его имя, подчеркивая, что выполнял лишь функции попечителя.


В случае с господином Михельсоном след, ведущий из России в Юту, появился в сентябре 2012 года — это было электронное письмо в компанию Appleby из московского офиса аудиторской компании Ernst&Young. Компания хотела, чтобы Appleby учредила сложную корпоративную структуру для клиента, чье имя остается неназванным, для приобретения самолета Gulfstream, приблизительная стоимость которого оценивалась в 65 миллионов долларов, и получения прав собственности на него через ряд компаний в шести странах.


Цель была очевидна с самого начала: «Эта структура, — писала Светлана Якушина из Ernst&Young, — должна позволить зарегистрировать самолет в управлении авиацией США».


Достигнутая договоренность также позволяла владельцу избежать некоторых налогов, что наиболее важно — 20-процентного налога на добавочную стоимость, если бы самолет был зарегистрирован и эксплуатировался в Европейском Союзе. Шестистраничный меморандум, подготовленный компанией Ernst&Young, содержал план по использованию лазейки для ухода от налогов на острове Мэн, где около 1 тысячи частных самолетов внесены в государственный реестр в целях налогообложения. У Appleby и других подобных фирм имеются там свои офисы.


Остров Мэн позволяет владельцам избежать налога на добавочную стоимость, то есть НДС, благодаря подтасовке документов, в которых самолет зарегистрирован на базирующуюся там компанию, но сдается в лизинг другой компании в любой точке мира, каждая из которых контролируется одним владельцем. Налог технически откладывается на будущее благодаря использованию особого счета, которым управляет Ernst&Young, а потом вычеркивается корпоративной структурой. В исследовании, проделанном консорциумом журналистов-расследователей, предполагается, что зарегистрированный на острове Мэн авиатранспорт избежал налогообложения общей суммой более чем на 1 миллиард долларов.


Как следует из диаграммы, подготовленной для Михельсона офисом компании Appleby, расположенным на острове Мэн, цепочка владения взяла начало в Панаме в компании под названием Golden Star Aviation, зарегистрировавшей самолет на острове Мэн и сдавшей его в лизинг компании на Каймановых островах под названием Фонд роста SWGI. Обе компании контролировались господином Михельсоном.


Господин Михельсон отказался отвечать на вопросы о своем самолете. Его представитель выступил с заявлением, где говорилось: «Господин Михельсон действует строго в рамках закона, всегда соблюдая действующее законодательство».


К июню 2013 года юристы в компании Appleby все еще не знали о роли господина Михельсона ничего, кроме того, что владельцем Gulfstream был человек из России. Как только из швейцарской компании, управляющей финансами Михельсона, юристам сообщили о том, кем он является, они провели проверку и сделали вывод, что, как и в случае с другими клиентами из России, учитывая ее нестабильную политическую и правовую среду, сотрудничество с ним «очень рискованно». Однако они рискнули его продолжить.


Санкции и гражданство


В отчете о результатах комплексной проверки от Appleby отмечалось, что источником состояния господина Михельсона — оцениваемого приблизительно в 18 миллиардов долларов — являются инвестиции в нефть и газ, главным образом, в компании Новатек, крупнейшей российской газовой компании, не принадлежащей государству. Главным деловым партнером господина Михельсона является Геннадий Тимченко, близкий друг господина Путина. Оба бизнесмена являются основными инвесторами российской газоперерабатывающей компании Сибур.


В отчете фигурировал список вопросов, определяющий, были ли у господина Михельсона какие-либо связи с Соединенными Штатами, в том числе, имелись ли у него какие-либо активы и недвижимость. Ответ на все эти вопросы был «нет». Из бортового журнала следует, что самолет редко (или почти никогда не летал) в Соединенные Штаты, зато путешествует по России и иногда летает в Европу и Китай.


Несмотря на отсутствие связей с Соединенными Штатами, частный самолет господина Михельсона быстро получил регистрацию в Федеральном управлении авиацией благодаря Банку Юты. Не совсем ясно, сообщалось ли банку, и узнавал ли сам банк, кто является владельцем самолета. Господин Кроазмун сообщил, что в документах говорилось о «российском» владельце, но какие-либо личные подробности отсутствовали.


Как бы то ни было, целевое соглашение на регистрацию самолета Gulfstream, поданное в Федеральное управление авиацией, не содержит его имени. В качестве владельца самолета указана компания Golden Star Aviation, панамская компания, которой он воспользовался для приобретения самолета. К соглашению прилагается «нотариально заверенное заявление о гражданстве», подписанное сотрудником банка Бреттом Кингом (Brett King), где утверждается, что доверенное лицо — Банк Юты — является «гражданином Соединенных Штатов».


Вывод компании Appleby о «большом риске», связанном с ведением бизнеса с господином Михельсоном, начал подтверждаться уже в июле 2014 года. Именно тогда Вашингтон нанес удар по некоторым российским лицам и компаниям, наложив на них экономические санкции в ответ на вторжение России на Украину.


В списке, подготовленном Управлением по внешним делам министерства финансов, фигурировала газовая компания господина Михельсона Новатек, а также его партнер по другим предприятиям господин Тимченко. Сам господин Михельсон не был включен в санкционный список, который строго ограничивал доступ компании Новатек на американский рынок капиталов.


Почти немедленно юристы компании Appleby обратили внимание на санкции против компании Новатек и начали переписку по электронной почте, в рамках которой один из них просил совет о том, как «это повлияет на руководимые нами структуры». В пределах недели компания Appleby отправила сообщение помощнику господина Михельсона Игорю Ряскову, утверждая, что они обеспокоены связями Михельсона с компанией, на которую распространяются санкции. «По причине неразрешающихся проблем и высокой степени риска мы с сожалением сообщаем о своем намерении прекратить обслуживание этих структур», — говорилось в сообщении.


Господин Рясков выступил против этого намерения, утверждая, что на господина Михельсона санкции не распространяются. Однако компания Appleby настаивала на своем и направила господина Ряскова в другие фирмы; к 2015 году счет Михельсона за самолет был переведен в Fedelta Trust Limited, компанию, оказывающую финансовые услуги на острове Мэн. Господин Рясков не ответил на просьбу дать комментарий в связи с этим делом.


Что касается Банка Юты, то он подал заявку на обновление регистрации в Федеральном управлении авиацией в июле прошлого года, это указывает, что его попечительство в отношении самолета осталось неизменным. В последнем интервью руководство банка предположило, что случай господина Михельсона избежал внимательного рассмотрения прежде, когда процесс внутренних проверок был не таким строгим. Они также поклялись пересмотреть его.


«Российское участие уже само по себе приравнивается к большому риску, — говорит господин Хэнсен. — Весьма маловероятно, что нечто подобное может получить одобрение, учитывая нынешнюю обстановку».