Новость об отставке премьер-министра Ливана Харири прогремела как гром среди ясного неба. В этой отставке есть кое-что странное! Прежде всего премьер-министр объявил о своем уходе в прямом телеэфире и к тому же отметил, что опасается за собственную безопасность. Более того, сделал он это в Саудовской Аравии, а не в своей стране. А то, что речь идет о Ливане, делает все это еще интереснее, поскольку, когда чихает Ливан, весь Ближний Восток схватывает насморк.
Теперь все озадачены. Харири подал в отставку под давлением саудитов? Или же он укрылся в Эр-Рияде, спасаясь от покушения, которое готовилось на него в Бейруте?
Ирано-саудовская конкуренция
Если обратиться к подоплеке этих событий, становится понятно, что Саудовская Аравия заставила Харири сделать это. Причина простая: конкуренция Саудовской Аравии и Ирана. Сегодня Иран влиятелен в регионе, как никогда ранее. А Саудовская Аравия, получившая мощную и открытую поддержку президента США Трампа, стремится как можно скорее взять верх над Ираном. И знает, что в первую очередь это нужно сделать в Ливане, который является форпостом конфликта шиитов и суннитов.
Вместе с тем в Ливане с уходом Харири пало правительство, которое удалось создать только в прошлом году после продолжавшегося на протяжении двух с половиной лет кризиса, связанного с избранием президента. Выборы, которые должны были состояться в мае, тоже были отложены на неопределенный срок. Страна, по всей вероятности, долго не сможет выйти из этого хаоса. Саудовская Аравия будет пытаться связать эту ситуацию с тем, что «Хезболла» не может управлять страной, и стремиться ослабить эту организацию. А следующей целью, вне всякого сомнения, будет разоружение «Хезболлы».
За отставкой стоит также личное беспокойство Харири! Его забота о сохранении своего финансового состояния. Харири возглавлял доставшуюся ему от отца гигантскую компанию Oger, которая базируется в Саудовской Аравии и работает на рынке строительства, телекоммуникаций, масс-медиа. В этой связи предполагается, что Харири смирился со своей отставкой, чтобы не допустить конфискации принадлежащей ему компании, и таким образом доказал свою преданность саудовскому принцу.
Момент многозначителен
Весьма знаменательно время, выбранное Саудовской Аравией. В те дни, когда Харири подает в отставку, в Саудовской Аравии официально происходит дворцовый переворот. Наследный принц Мухаммад ибн Салман — в беспрецедентном в саудовской истории масштабе — арестовал десятки принцев и министров по обвинению в коррупции. При этом утверждается, что все они находятся в оппозиции к Салману, прежде всего из-за его агрессивной политики в отношении Ирана.
Есть еще одна существенная деталь с точки зрения выбора времени: еще недавно Трамп, задумавший покончить с Ираном в регионе, объявил о санкциях против «Хезболлы» и «Корпуса стражей исламской революции», который находится под управлением Тегерана, а также выразил намерение отменить ядерное соглашение с Ираном.
Итак, мы вступаем в период, когда тот, кто сближается с Ираном, сам может серьезно пострадать. Жизненно важно, чтобы теперь и Анкара в своих отношениях с Тегераном тоже, как никогда ранее, обратила внимание на этот баланс.