Здравствуйте! Тема сегодняшнего видео: атомный крейсер «Киров» против эскадренного миноносца типа «Арли Берк» и их характеристики в бою один на один.
Небольшое замечание: эти два корабля не являются абсолютными аналогами, ведь «Киров»* — детище советских требований и доктрины, флагман для защиты флота и платформа прицеливания, а «Берк» — один из тех видов кораблей, что используется оперативными соединениями для защиты авианосцев, десантных вертолетоносцев и путей снабжения в океане.
На данный момент в мире всего один действующий «Киров» (ТАРК проекта 1114 «Орлан» — «Петр Великий», прим. ред.). Он использует те же подсистемы, что в годы холодной войны, хоть и был в некоторой степени модернизован. «Берк» же с годами пожертвовал одними возможностями ради других. В данном видео я буду говорить о новейшей версии миноносца, а именно серии Flight IIA, где в целях экономии ВМС отказались от носовой установки Phalanx.
У вертолетов обеих сторон есть радары, способные обнаружить присутствие друг друга на довольно больших расстояниях. Sea Hawk в данном отношении немного эффективнее. Корабли не станут использовать свои большие радары с целью сокрытия излучения от вражеских вертолетов, но ввиду внезапных нападений наиболее вероятным вариантом будет периодическое использование поисковых радиолокаторов малого радиуса действия.
Расстояние между кораблями вряд ли будет превышать 500 км. Характеристики вертолетов США несколько лучше, но у «Кирова» есть дополнительный вертолет, и первый выстрел будет, скорее всего, именно за ним, особенно если начальное расстояние между кораблями составит по меньшей мере 400 км. Обнаружение корабля радаром вертолета означает так же и то, что на корабле сразу узнают, что за ним следят. В таком случае лобовое столкновение станет неизбежным. «Киров» приготовится к запуску своих противокорабельных ракет «Гранит», а «Берк» задействует один из вертолетов. Учитывая расстояние, скорость цели и характеристики установленных на борту «Берка» зенитных ракет SM-6, поражение мишени будет, вероятнее всего, неизбежно. Комплекс «Гранит» представляет собой технологию 1980-х годов, но размер ракет дает ему некоторые преимущества. В полете они могут поддерживать связь друг с другом, координируя атаку. При необходимости одна из них может резко набрать высоту и подтвердить цель издалека. Однако такой набор высоты может дать «Берку» достаточно информации для запуска перехватчиков даже со значительного расстояния. При запуске ракет «Киров» может установить на позиции один из своих вертолетов, который затем поднимется из-за горизонта и скорректирует курс ракет, не демаскируя при этом вектор их приближения.
Скорость ракет комплекса «Гранит» высока, но что еще важнее — на борту «Кирова» их 20. В данном видео я не стану вдаваться в подробности перехвата. «Берк» сможет противостоять 15-25 современным сверхзвуковым ракетам. На модели миноносца, о котором мы сейчас говорим, Phalanx установлен только на корме. Ракеты «Гранит», может, и не самые передовые, но их размер вполне компенсирует все недостатки. Имеющиеся у «Кирова» средства радиоэлектронного подавления были эффективны в 80-х, но против современных устройств самонаведения особой роли не играют. Важным фактором является то, что «Гранит» медленнее передовых российских ракет, а летает выше. Это значит, что у «Берка» будет больше времени на перехват и дополнительные залпы. С учетом того, что против современных средств радиоэлектронного подавления будут выступать относительно устаревшие системы самонаведения, такой 20-ракетных залп вряд ли окажется эффективен. Однако если «Гранит» приблизится на близкое расстояние, орудия Phalanx могут с ним не справится ввиду инерционных свойств огромной ракеты. Но одного-единственного попадания ее крупной боеголовки в любую точку «Берка» будет достаточно для полной нейтрализации, а то и потопления последнего.
Подытожим: если в последние годы холодной войны залп «Гранита» стал бы фатальным для любого американского корабля, то сегодня технологии значительно снизили шансы данного ракетного комплекса на успех.
Но что если один из вертолетов «Берка» первым обнаружит «Киров«? В зависимости от близости вертолетов «Кирова» их можно перенаправлять, поскольку на российском корабле будут знать, что «Берк» тоже находится недалеко. Поскольку на вертолетах США установлено лишь по одной противокорабельной ракете ближнего действия Penguin («Пингвин«), вариант такой атаки не рассматривается. Поскольку «Киров» легко может защититься от залпа двух ракет, «Берку» придется прибегнуть к помощи другого оружия. Без комплекса «Гарпун» у него останутся одни лишь предназначенные для противоракетной обороны ракеты. У ракет класса «поверхность-поверхность» (ISSM) и семейств SM-2 и SM-6 противокорабельный режим вторичен. Наведение на цель ISSM и SM-2 происходит с корабля, и лишь SM-6 оснащены системой самонаведения. «Берк» может навести их с использованием данных вертолета-разведчика, а затем позволить ракете захватить цель с помощью собственного радара. SM-6 набирает значительную высоту, затем планирует и замедляется перед поражением цели. Проблема в том, что столь высоко летящий объект легко обнаружить даже с очень большого расстояния. У «Кирова» могут возникнуть проблемы с отслеживанием относительно небольших объектов наподобие SM-6 на расстоянии, превышающем 90 км. Но досягаемость будет намного выше, чем у ракет с предельно малой высотой полета над поверхностью моря.
Будучи зенитной ракетой, SM-6 не имеет также возможности маневра на конечном участке траектории. Она будет просто скользить навстречу кораблю и замедляться. Дополнительное время предупреждения о подлете высоколетящей ракеты SM-6 даст установленному на борту «Кирова» комплексу С-300ФМ больше возможностей для перехвата. Последний оснащен двумя разными радиолокационными станциями наведения: одна является частью новой версии С-300ФМ, другая — старой советской версии С-300Ф. Благодаря заблаговременному предупреждению и скорости ракет С-300 может произвести три залпа. Если SM-6 не будет сбита, в ход пойдут зенитные управляемые ракеты «Кинжал». В целях экономии на «Кирове» установлена всего одна такая система (хотя изначально планировалось две). Ракеты наводит всего один радар, а количество захватываемых целей варьируется от двух до четырех. С учетом быстрого реагирования, одновременно может быть выпущено два залпа.
При неэффективности остальных орудий у «Кирова» есть еще система оружия ближнего действия «Кортик«/«Каштан». Каждое из ее 30-миллиметровых орудий способно перехватить несколько SM-6. С каждого борта находится по три подобных установки, и при необходимости они могут сбить шесть приближающихся ракет.
Центральная система сопровождения и поражения цели крейсера «Киров» не столь современна, как Aegis. Проявления неэффективности времени реагирования и распределения целей может привести к тому, что несколько ракет SM-6 все же достигнут пункта назначения. Однако мощные залпы SM-6 не произойдут одновременно, промежуток между запусками составит около 10 секунд. Системы «Кирова» старше, но SM-6 не является полноценной противокорабельной ракетой и летает по простейшей траектории. Залп из 16 орудий окажется, скорее всего, неэффективен; из 24 — нанесет один-два удара; из 32 — осуществит множество попаданий. Но что это будут за попадания? «Берк» оснащен 96 многофункциональными установками вертикального пуска. Если смотреть на вещи реалистично, половина из них будет использована для других целей и ракет. С учетом новизны ракет SM-6, на вооружении США их не так много, причем распределены они между множеством кораблей, и поэтому на борту «Берка» вряд ли будет больше 16 единиц. Резюмирую: «Берк» вряд ли пробьет оборону «Кирова». Даже если одна-две SM-6 достигнут цели, их небольшие боеголовки не нанесут достаточного для нейтрализации российского корабля ущерба.
В случае отсутствия повреждений у обоих кораблей, они могут подойти ближе друг к другу. Для такого случая «Киров» может даже повременить с использованием системы «Гранит» в надежде на наибольший успех в ближнем бою. Но поскольку для уничтожения «Берка» требуется всего один удар, большинство командиров примет решение запуска ракет издалека и не станет рисковать вступлением в ближний бой. Но они все равно смогут запустить оставшиеся зенитные ракеты. С учетом расположения радаров, радиолокационный горизонт обоих судов будет одинаков. Ракеты С300 чуть быстрее, но «Берк» может производить прицеливание большего количества ракет за раз. Однако наведение SM-2 и ISSM зависит от одних и тех же радаров. Если «Берк» хочет защититься от ракет «Кирова», ему следует использовать некоторые из этих радаров для защиты, задействуя при этом меньшее количество ракет для атаки. У системы «Кинжал» радары разные, как и у трех систем «Каштан». У Fhalanx собственный радар, но это лишь артиллерийская система. Используя одну половину своих каналов системы наведения для защиты, а другую — для наведения ракет в сторону «Кирова», «Берк» сможет запускать не более 12 снарядов за раз. «Киров» же — 16. У американского корабля могут возникнуть проблемы с обороной против такого количества ракет с учетом использования лишь половины собственных ресурсов.
Ударов не избежать, и более крупные боеголовки С300 нейтрализуют возможности обороны «Берка». SM-2 тоже долетят до цели, но ущерб нанесут несущественный ввиду размера боеголовок и рассредоточенной системы обороны более крупного «Кирова». Проиграет битву тот, кто первым лишится своего радиолокационного прицельного комплекса.
«Берк» может использовать основное орудие издалека, но даже несмотря на то, что перезарядка занимает всего 45 секунд, особого ущерба оно не нанесет, поскольку среднее расстояние для осуществления неуправляемой стрельбы возрастет до 200 метров. При перекрестном огне «Киров», скорее всего, сохранит большинство рассредоточенных по палубе орудий и радаров прицеливания. В конечном итоге он победит «Берк» в ближнем бою, но получит при этом значительные повреждения.
Если одна из сторон захочет покинуть район боевых действий до момента начала ближнего боя, начнется гонка на скорость и выносливость. Хотя у «Берка» предельная скорость выше, «Киров» может поддерживать свою практически постоянно благодаря ядерному топливу. В конце концов у «Берка» закончится топливо. Кроме того, в случае необходимости «Киров» сможет спастись от преследующего его «Берка», а затем развернется настигнет его уже после того, как баки последнего опустеют. У российского корабля еще останется вертолет, а то и два, и «Берк» не сможет его сбить, поскольку израсходует к тому моменту все свои ракеты.
Но что если оба корабля будут полностью оснащены всеми предусмотренными орудиями: у «Берка» будет 8 ракет типа Harpoon и носовая установка Phalanx, а у «Кирова» — еще одна батарея системы «Кинжал«? Для запуска «Гарпунов» «Берку« придется подойти ближе, и тогда Киров однозначно начнет стрелять первым. Запуск сначала SM-6 с расстояния, а затем «Гарпунов» будет бесполезен. Все-таки для уничтожения систем обороны любого из судов потребуется преимущество по количеству выпущенных за раз снарядов. Медленные «Гарпуны» будут легко перехвачены средствами средней и ближней ПВО «Кирова». Помимо этого, запуск «Гарпунов» не сможет быть приведен в полное соответствие с атакой SM-6.
При таком раскладе защитные характеристики обоих кораблей возрастут. Дополнительная установка Phalanx будет эффективна против дополнительных ракет «Гранит», а дополнительные ракеты типа «Кинжал» собьют чуть больше ракет противника. У «Кирова» больше вертолетов и больше вариантов; он может оставить «Гранит» для ближнего боя или выстрелить с расстояния в 600 км, развернуться и покинуть поле боя. даже в случае повреждений российский корабль благодаря своим габаритам выдержит атаку и сохранит хотя бы минимальную эффективность.
Окончательный вердикт: победит «Киров». Однако стоит помнить, что «дуэли» между кораблями такого класса и размера происходят все же нечасто.
***
* Тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРК) «Киров» — головной корабль проекта 1114 «Орлан», строительство которых осуществлялось с 1973 по 1989 год на Балтийском заводе в Ленинграде. С 1992 по 2002 год ТАРК «Киров» назывался «Адмирал Ушаков». В 1999 году началась модернизация крейсера в Северодвинске, в 2002 году его вывели из состава флота. В 2015 году было принято решение об утилизации корабля. Сегодня в строю находится один ТАРК проекта 1114 «Орлан»- «Петр Великий». Всего было построено четыре тяжелых крейсера проекта 1114. Еще один корабль этой серии, «Адмирал Нахимов», в настоящее время проходит модернизацию.