В конце октября 2017 года Россия и Соединенные Штаты Америки провели крупные испытания своего ядерного оружия и учения ядерных сил. Довольно странно, что эти события не удостоились внимания ведущих американских газет, которые ничего о них не писали. Это особенно странно и даже парадоксально в связи с тем, что сегодня постоянно и в огромных количествах появляются статьи о всевозможных российских заговорах, начиная с манипуляций в социальных сетях и кончая встречами с высокопоставленными чиновниками из администрации Трампа, а также попытками проникновения в системы для голосования. Такого рода новости появляется на первых страницах каждый день, что в немалой степени способствует ухудшению российско-американских отношений.
Кому-то действительно нравятся новые разоблачения, детально излагающие необъяснимую любовь нынешней администрации и ее руководителя к борщу и пельменям. Но шутки в сторону, поскольку простой просчет в этих самых важных двусторонних стратегических отношениях может очень быстро уничтожить обе стороны, да и всю жизнь на нашей планете. Поскольку американские СМИ не пишут об этих учениях ядерных сил, которые являются весьма зловещим событием, они, казалось бы, не несут никакой ответственности за разжигание новой холодной войны а также за ее катастрофические риски и последствия.
Кое-кто предпочитает говорить о том, что кибервзломы, утверждения о вмешательстве в выборы, обвинения в различных происках и злодеяниях, начиная с Сирии и Афганистана, и кончая Северной Кореей (не говоря уже об эскалации опосредованной войны на востоке Украины), это очень сложные и опасные вопросы, требующие стратегического внимания США. Однако они даже во всей своей совокупности не могут привести к ядерной войне между США и Россией. Но это довольно спорное утверждение опровергается оценками Пентагона, а также испытаниями ядерного оружия, которые, по всеобщему признанию, стали обычным явлением. И хотя реальных шансов на возникновение военного конфликта довольно мало (и слава Богу), такая ситуация вызывает огромную тревогу и полностью противоречит нашим национальным интересам. Провоцирование дальнейшей напряженности с Москвой обойдется американским налогоплательщикам в триллионы долларов. Кроме того, эта затея изначально обречена на неудачу.
В определенном смысле это просто недостаток журналистики, неумение отличить пикантное (скажем, досье Стила) от по-настоящему важного (например, модернизация ядерных сил и доктрины кризисов). О том, насколько плохо американский политический истеблишмент информирован из-за такого неправильного освещения в СМИ, свидетельствует весьма примечательный факт: ни New York Times, ни Washington Post не удосужились написать о визите президента Владимира Путина в Иран 1 ноября. Если так называемые враги Америки сплачиваются против нее, то сама она, похоже, пребывает в блаженном неведении. «Независимая газета» уделила большое внимание обсуждению обоих учений. В своей колонке Dragon Eye я уже много лет пишу об оценках и суждениях китайской прессы и научных журналов. А в своей новой колонке Bear Cave я буду рассказывать о некоторых стратегических взглядах России, надеясь на то, что это поможет ослабить двустороннюю напряженность, которая в настоящее время серьезно угрожает миру и стабильности во всем мире.
Даже сам заголовок статьи в «Независимой газете» передает чувство недовольства бессмысленной демонстрацией силы. Статья называется «Москва и Вашингтон попугали друг друга ядерной мощью». Демонстрируя редкий для России оптимизм, автор статьи отмечает, что американское Стратегическое командование уведомило российское Министерство обороны о проведении ядерных учений заранее, действуя в соответствии с требованиями соглашения СНВ-3. Гордо подчеркивая особый статус России, автор отмечает, что Пекин не был проинформирован, поскольку Китай не является участником таких соглашений. В статье отмечается, что на сей раз «в замысле российских и американских учений не присутствует политкорректная легенда, в которой в качестве „противника" рассматривается некое террористическое формирование». Автор прямо заявляет: «По сути Вашингтон и Москва провели тренировку обмена ядерными ударами».
Газета отмечает, что проведенные американским Стратегическим командованием учения Global Thunder «выглядят как бряцание американцами ядерной дубиной в ответ на проведенные Россией учебно-боевые пуски баллистических и крылатых ракет на прошлой неделе». По словам автора, в ходе российских учений были «практически произведены пуски четырех межконтинентальных баллистических ракет». Чтобы не осталось и тени сомнений по поводу боевой нагрузки, газета подчеркивает, что эти ракеты «предназначены для доставки ядерных боеголовок». Три ракеты были запущены с борта подводных лодок Северного и Тихоокеанского флотов, а одна ракета «Тополь» стартовала с космодрома Плесецк. В учениях также участвовали российские бомбардировщики нескольких типов, так что на них «была апробирована вся ядерная триада России». «Независимая газета» далее сообщает, что в учениях принял непосредственное участие верховный главнокомандующий Владимир Путин. Тем самым, она как бы подчеркивает, что Путин — единственный мировой лидер, способный менее чем за час превратить США в радиоактивные руины.
Вместе с тем, в статье все же упоминается некий дополнительный контекст недавних ядерных испытаний в США, включая продолжающийся северокорейский кризис, который, как сообщает НГ, был «спровоцирован Пхеньяном». Но уже в следующем предложении автор статьи однозначно говорит о том, что Москву «крайне нервирует наращивание американцами боевых сил и средств» в северо-восточной Азии. Этот момент свидетельствует еще об одной издержке холодной войны. К риску катастрофической войны и к колоссальным расходам на военное соперничество мы можем прибавить дальнейшую эскалацию региональных конфликтов на Ближнем Востоке и в северо-восточной Азии, ставшую результатом усиливающегося недоверия между великими державами, которые сегодня больше заинтересованы в достижении относительных преимуществ, чем в подлинном урегулировании конфликтов. Мой первый преподаватель российской политики профессор Ричард Пайпс (Richard Pipes) несколько десятилетий тому назад сказал нам, что не следует серьезно относиться к аналитическим материалам о России, которые пишут люди, никогда там не бывавшие и не знающие ни слова по-русски. Однако не нужно владеть русским языком, чтобы понять, что расходы на новую холодную войну намного превысят триллионы долларов а работа по созданию дополнительных систем ядерных и обычных вооружений потребует огромных технических и конструкторских усилий. Эту прискорбное тенденцию отмечают и российские эксперты. И хотя некоторые российские ястребы вне всяких сомнений аплодируют такому развитию событий (собственно, как и некоторые американские ястребы), подавляющее большинство в обеих странах пострадает от такого тяжкого бремени. Вместо того, чтобы вкладывать необходимые инвестиции в инфраструктуру, здравоохранение, «зеленую» энергетику и образование, мы (и русские тоже) будем создавать все новое ядерное, а также обычное оружие.
Ястребы могут ликовать и дальше, поскольку в ближайшее время ослабления серьезнейшей международной напряженности не предвидится. Ядовитый сплав неоконсервативных и неолиберальных мыслителей в Вашингтоне будет по-прежнему возмущаться по поводу якобы грозного вызова либеральному порядку. А вашингтонские вопли о грандиозном российском заговоре, в которых гораздо больше ксенофобии, инсинуаций и технократических страшилок, чем доказательств и исторического контекста, к сожалению, будут и дальше препятствовать любым прогрессивным политическим мыслям и устремлениям, нацеленным на решение внутренних приоритетных задач Америки.
Лайл Голдстайн — доцент Китайского института морских исследований (CMSI) при Военно-морском колледже в Ньюпорте, Род-Айленд. Изложенные мнения принадлежат автору и не отражают официальную точку зрения ВМС США и прочих ведомств американского государства.