Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Украина переживает затяжной кризис. В состоянии распада находятся механизмы государственной власти и управления, потеряна часть территории и продолжается военный конфликт. В стране доминируют социальное неравенство и национальная вражда. Украина и сейчас пытается решить проблемы, с которыми европейские соседи распрощались десятилетия назад.

Современное социально-политическое и экономическое развитие Украины характеризует ее как страну, переживающую затяжной кризис. Страну, где в состоянии распада находятся механизмы государственной власти и управления, потеряна часть территории и продолжается военный конфликт. Страну, где доминируют социальное неравенство и национальная вражда. Страну, которая и сейчас пытается решить проблемы, с которыми европейские соседи распрощались десятилетия назад.


Партия «Социалисты» выступает как сила, способная собрать страну в единое целое, восстановить функционирование государственных механизмов и в конечном итоге — управляемость самого государства. Сила, которая способна изменить жизнь к лучшему.


Украина развивалась неправильно


Еще на заре независимости нам фактически навязали определенную модель развития. В 1991 г. после краха союзного государства и многих десятилетий советской экономической и политической системы Украина не пошла путем создания европейского социального рыночного государства. Тогдашние теоретики и практики искренне хотели «дикого капитализма». И в этом стремлении их не менее искренне поддерживали организации типа МВФ, Мирового банка и разного рода международные консультанты, осваивающие гранты правительств своих стран. Большую личную ответственность несут и те самоучки советской политэкономии, которые как мухи мед облепляли первых президентов и премьеров независимой Украины.


Сегодня основные подходы к развитию украинской экономики и общества определяются неолиберальной политикой, которая поддерживается моделью шоковых изменений, сводящихся к главенствующей роли свободного рынка и всеобщей приватизации при минимальном влиянии государства. Она основывается на трех составляющих — рынок, деньги и приватизация.


При этом навязывается положение о том, что «государство является плохим хозяином», а единственной альтернативой может быть только свободный рынок неолиберального типа. Последнее предполагает паразитический, потребительский тип капитализма со стремлением к быстрой прибыли, уклонением от уплаты налогов, отрицанием прав работающих граждан. Все это доминирует над социальной ответственностью работодателей и государства.


При неолиберальной модели в государстве искусственно сдерживается рост реальных доходов населения и платежей по системе социального страхования. Не финансируются в полном объеме основные социальные сферы и общедоступные публичные услуги. Государство наращивает предпосылки для дальнейшего роста социальной поляризации. Текущая социальная статистика на начало 2017 г. свидетельствует, что по методологии ООН примерно 80% граждан Украины находятся за чертой бедности. И курс власти в условиях принятой неолиберальной модели только консервирует ситуацию. Это не позволяет качественно улучшить жизненные условия большинства граждан страны и ограничивает развитие в первую очередь человеческого ресурса. Для простых граждан то, что Украина идет не так и не туда, стало очевидным.


Необходимо изменить модель развития


Мы выступаем против продолжения нынешней модели развития страны. Изменить эту модель по силам партии социалистических идеалов — проводнику исторического опыта, накопленного в результате вековой борьбы народа за общечеловеческие ценности свободы и демократии, равенства и социальной справедливости. Это означает, что мы выступаем за социальную рыночную экономику, но против общества, подчиненного рынку. Мы поддерживаем социал-демократический лозунг «Рыночной экономике — да; рыночному обществу — нет!»


Мы предлагаем отказаться от неолиберальной модели в пользу социальной альтернативы — стратегии человеческого развития во имя достойной жизни для всех граждан. Для конкретного человека стратегия человеческого развития означает:


— доходы, обеспечивающие достойные стандарты жизни;

— доступное для всех качественное здравоохранение;

— всеобщее качественное образование в течение всей жизни.


Переход к человеческому развитию отвечает жизненным интересам народа Украины, установлению принципов справедливости в обществе, равно как и приоритетов ускоренного развития и модернизации страны. Такие изменения возможны при условии глубоких преобразований во всей системе общества и государства, с помощью четко определенных ценностей, идей и политики в их органической взаимосвязи.


Необходимым условием успешной реализации стратегии человеческого развития является разработка и использование долгосрочного прогноза, а также стратегической программы развития страны, объединяющей долгосрочные направления развития отдельных сфер. Для реализации этого условия необходимо привлечь серьезный научный потенциал страны.


Отметим сразу, речь не идет о реанимации системы централизованной регламентации советских времен, включающей жесткое директивное планирование. Речь идет об опыте государственного регулирования, принятого в европейских странах и странах, которые никак нельзя отнести к неуспешным. Еще осенью 2015 г. глава КНР Си Цзиньпин высказал очень характерную мысль: всякая процветающая экономика, помимо «невидимой руки» рынка, должна использовать «видимую руку» государственного управления. Среди европейских стран достойный внимания опыт государственного регулирования в странах Скандинавии, во Франции, Италии, Нидерландах и других.


Наша цель — формирование социального государства европейского типа с учетом украинской специфики. Такое государство обеспечивает условия для преодоления бедности и неравенства, поддержки малообеспеченных слоев населения, создания справедливого общества.


Чтобы обеспечить достойную жизнь каждому человеку, мы должны принять и реализовать целостную стратегию человеческого развития. Ее целями, вытекающими из наших ценностей, являются: свободные граждане, справедливое государство и социальная экономика.


Свободные граждане — это граждане, которые требуют и должны реализовывать полный объем своих конституционных прав и свобод (как личных и гражданских, так и политических, социальных и экономических) как гарантию личной и политической свободы.


Справедливое государство — это государство, которое формирует и реализует целенаправленное преодоление социальных полюсов, которое опирается на закон. Справедливое государство создает правовые, экономические и культурные предпосылки для достойного человеческого развития, предоставляя равные шансы для реализации личности в любом возрасте.


Социальная экономика выступает как экономическая модель, ориентированная на человека. Эта экономика основывается на обществе и отдельных самостоятельных и ответственных гражданах. Они защищают свои интересы в рамках общего и видят принцип взаимопомощи как жизненно необходимый элемент достойной жизни в современном мире.


Стремление к свободным гражданам, справедливому государству и социальной экономике не может означать отсутствия ограничений для гражданина и не подменяет принцип равенства произволом уравниловки. По-настоящему социальная экономика, базирующаяся на справедливом государстве свободных граждан, способна иметь необходимые защиты и барьеры, способна сама защищаться от возможных злоупотреблений. Все это базируется и на раскрытии основных положений действующей Конституции Украины.


Стране нужны другие управленцы


Мы должны восстановить престиж образования — получения знаний и опыта работы. Новый менеджмент должен базироваться не только на новых людях, свободных от коррупционного и просто уголовного прошлого. Это должны быть квалифицированные и профессиональные кадры.


К сожалению, в последние несколько лет кадровая сфера не просто деградировала, она фактически уничтожена. Пресловутые «социальные лифты» привели к тому, что у руля исполнительной и законодательной власти стоят по меньшей мере странные персонажи. Типичный пример — некто, бросивший среднюю школу в 8-м классе, поработавший реализатором уличной еды, в силу потрясений в государстве вдруг становится каким-то «общественным активистом» и сразу же занимает руководящую должность в высших органах государственной власти.


В условиях современной Украины заезженная ленинская «кухарка, управляющая государством», стала бы выдающимся государственным менеджером, достойным должности вице-премьера по вопросам агропромышленного комплекса.


Сложившаяся ситуация приводит к уничтожению государства путем фактической ликвидации адекватных кадров государственной власти и управления. И если мы хотим, чтобы государство поднялось из руин, мы должны восстановить систему подготовки кадров. Нужно сделать так, чтобы образование и опыт трудовой деятельности стали необходимым условием работы в государственном менеджменте, естественно принимаемом обществом. Для этого мы будем поддерживать не «нужных» людей, а нужные стране тенденции. Мы работаем на четко выверенных принципах социальной справедливости для народа и пользы стране. Наша задача — стать проводником политических и экономических реформ.


Следует подвергнуть анализу экономическую и социальную эффективность всех президентов и правительств, которые управляли Украиной. Оценить как хорошие, так и плохие тенденции. Это необходимо для того, чтобы способствовать позитивным тенденциям и препятствовать негативным. Мы предлагаем подходить к политике продуманно, исходя из принципов общественного блага и социальной справедливости.


Политическая система нуждается в реструктуризации


Политическую систему Украины нужно менять. Она не имеет ничего общего ни с европейской политической системой, ни с системой каких-либо иных благополучных стран. Если эту систему не поменять — Украина погибнет и перестанет существовать как государство. В сохранении этой системы заинтересована кучка старых политиков, которые не хотят допускать новые политические правила.


Партия «Социалисты» — не политический проект и не партия-однодневка. Мы — продукт процесса самоорганизации населения ради спасения страны. Мы представляем людей, которые менее всего подвержены коррупции, карьеризму, безответственности. Это — долгосрочная система, которая способна изменить страну и привлечь на свою сторону миллионы украинцев. Нельзя делить граждан на «правильных» и «неправильных». Граждане Украины имеют право на жизнь, свободу совести, свободу политических взглядов, равны перед законом и перед обществом. Те, кто утверждает обратное, — работают на уничтожение Украины, как бы они себя ни называли.


В идеологической и политической плоскостях нашими задачами является создание в Украине условий для формирования биполярной политической системы, охватывающей левый и правый политические спектры. При этом доминирующим направлением в политической системе и обществе должен быть левый политический спектр. Главной политической партией в левом политическом спектре мы видим партию «Социалисты».


В организационной плоскости нашей целью является создание и функционирование партийных механизмов развитой политической партии европейского типа, действующей в правовом поле законодательства Украины о политических партиях.


В политических системах развитых стран, как правило, выделяются две основные политические силы — левые и правые. Если посмотреть на структуру политических сил, представленных в Европарламенте, то самая крупная — это фракция Европейской народной партии (правые), а вторая по численности — фракция Социалистов и демократов (левые). В более чем 30% стран-членов Евросоюза социалисты или социал-демократы (левые политические силы) входят в правительство, составляют большинство, занимают должности премьер-министров либо президентов.


Именно поэтому представляется логичной и закономерной структуризация политической системы Украины с созданием биполярной системы — левые и правые силы. Повышение степени зрелости политической системы и постепенный переход от лидерских к идеологическим политическим силам приведет к более четкой структуризации политической системы Украины. Неидеологические партии, которые существуют на имидже их руководителя, а также партии, декларирующие своей целью «за все хорошее против всего плохого», — это скорее трудности партийного роста. Такие трудности обязательно пройдут, и такие партии в конечном итоге определятся в своем развитии и будут отнесены в тот или иной лагерь.