АТО в очередной раз показала необходимость наличия в составе Воздушных сил Украины серьезного ударного компонента в виде большого количества боевых вертолетов. Однако с этим как весной 2014-го, так и сейчас большие проблемы.
Хотя стране достался большой парк вертолетов Ми-24 (по некоторым данным, до 350 «бортов»), однако бездумный экспорт конца 1990-х — начала нулевых, а также отсутствие программы по продлению летного ресурса и модернизации машин привели к тому, что в строю, по самым оптимистичным подсчетам, находилось около 70 машин. В ходе боев на Донбассе было потеряно четыре машины (еще одна в катастрофе в 2015 г.).
Программа модернизации вертолетного парка, принятая в 2015 г., привела к тому, что из «загашника» извлекли уже отработанный вариант модернизации. Речь идет о так называемом Ми-24ПУ-1, который формально был принят на вооружение в 2012 г.
Основным отличием этой машины стала установка новых двигателей производства запорожского ОАО «Мотор-Сич», что позволило увеличить дальность полета, улучшить летно-технические характеристики вертолета, в частности маневренность и скороподъемность.
Существенно была изменена авиаоника: были установлена новая система сбора и регистрации полетной информации БУР-4-1-07, ультракоротковолновая радиостанция КY-196В, аварийный радиомаяк ЕВС-406АFНМ, а также радиолокационный ответчик GТХ-327 с датчиком высоты АК-350. Не так существенно, но изменилась система управления вооружения — так, впервые на украинских вертолетах появилась лазерная система формирования прицельной марки ФПМ-01КВ, был модернизирован стрелковый прицел АСП-17ВПМ-У.
Но этот вариант отличается существенным недостатком — в списке штатного вооружения Ми-24ПУ-1 так и не появились ПТУРы и управляемое вооружение. При этом существует и вариант Ми-24ПУ-2 (правда, в единственном экземпляре на заводе «Авиакон»), который уже приспособлен для применения ПТУР «Барьер-В» украинского производства и оснащен более современным французским оборудованием. Однако из-за проблем с поставками западной авионики и достаточно большой стоимости пока вертолетов этой модификации на вооружении нет.
Зато все отправляемые на капитальный ремонт Ми-24П сейчас модернизируются по этому варианту. Причем даже такой бюджетный вариант позволил серьезно усилить возможности наших вертолетчиков, что было продемонстрировано во время масштабных ночных учений 93-й мехбригады на полигоне Широкий Лан в ночь «на Хеллоуин»: наступательные действия армейцев с воздуха поддерживали вертолетчики одной из бригад.
Интересным является также вариант вооружения, сведения о котором попали в открытую печать буквально на днях. Судя по единственной фотографии, отрабатывается также вариант вооружения Ми-8МСБ-В ракетами класса «воздух-воздух» типа Р-73.
Интересно, что, по всей видимости, вернулись к работам еще советских времен, когда во второй половине 1980-х годов часть Ми-24 советской армейской авиации были вооружены ракетами «воздух-воздух» Р-60 (при этом отрабатывался вариант и с Р-73, однако распад Союза помешал этим работам). Пуск ракеты выполнял летчик, прицеливаясь с помощью АПС-17В и доворачивая машину до момента захвата цели инфракрасной головкой ракеты (которая имеет возможность самонаведения).
При этом остается открытым вопрос, каким образом решена проблема (и решена ли вообще) с скоростным режимом — для пуска ракеты Р-73 нужна минимальная скорость несколько больше, чем у Ми-8.
В случае если нашим инженерам удалось решить эту проблему, то «вертолетные ракетоносцы» будут грозным оружием. Ведь Р-73 — эта одна из первых в мире всеракурсных ракет малой дальности, способная поражать цели на дальности до 30 км не только на догонных, но и на встречно-пересекающихся курсах. Причем ракета атакует цель при любом ее начальном положении, позволяет перехватывать цели, летящие в широких диапазонах высот и скоростей. Интересно, что для повышения вероятности поражения целей на пересекающихся курсах в головке самонаведения производится смещение точки наведения с сопла на фюзеляж цели.
Существует в проекте и вооруженный вариант легкого вертолета Ми-2МСБ, который ныне активно проходит государственные испытания. Так, недавно были продемонстрированы кадры пуском с его борта 122-мм неуправляемых ракет С-13. Однако это вряд ли стоит рассматривать как полноценный боевой вертолет — скорей это учебный вертолет для отработки курсантами-вертолетчиками основ боевого применения (для экономии ресурса Ми-24 и Ми-8).
Таким образом, есть серьезные основания говорить, что боевая составляющая украинской вертолетной авиации постепенно увеличивает эффективность и при наличии финансирования парк боевых Ми-8/24 может еще послужить с добрый десяток лет — пока не будут найдены средства для приобретения авиатехники западного образца.