Отношения России и Турции можно считать почти полностью восстановленными. Об этом в начале встречи со своим турецким коллегой в узком формате заявил президент РФ Владимир Путин, сообщает пресс-служба Кремля. Несмотря на сделанное за несколько дней до этого заявление президента Турции Эрдогана о том, что он с Путиным должен обсудить карабахский конфликт, ни Владимир Путин, ни Реджеп Тайип Эрдоган после встречи не обратились к кaрабахскому вопросу.
Президенты России и Турции провели долгие переговоры, продлившиеся около четырех часов. «Российско-турецкие отношения, можно сказать, восстановлены и почти дошли до прежнего уровня», — сразу после встречи заявил Путин.
«Если в прошлом году у нас была 34 процентная потеря товарооборота, то за 8-9 месяцев этого года товарооборот вырос уже на 38 процентов. Мы работаем почти во всех направлениях. В сфере безопасности региона Сирии работаем очень активно. Очень рад оперативной возможности. У нас сформирована хорошая практика — оперативно обсуждать все вопросы и находить решения для них», — сказал Путин, заявив, что переговоры с Эрдоганом были полезны и прошли без дипломатических излишеств.
В свою очередь, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что отношения между Россией и Турцией развиваются день за днем. «Наши двухсторонние отношения и расширение нашего сотрудничества в региональных вопросах дадут возможность смотреть на будущее лучше. День ото дня наши отношения развиваются все лучше в сферах политики, экономики и торговли», — сказал Эрдоган.
Он отметил, что между двумя странами все чаще устанавливаются контакты на высшем уровне, и выразил уверенность, что эта встреча будет эффективной.
Эрдоган сначала призвал США и Россию вывести свои войска из Сирии. После переговоров, в ответ на вопрос журналистов о том, обсуждался ли вывод войск из Сирии на встрече с Путиным, пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков ответил, что на встрече обсуждались гораздо более важные вопросы, о которых нельзя говорить публично.
Несмотря на вышеупомянутое заявление президента России, российская сторона пока не сняла все запреты на турецкие товары, также Москва не спешит вернуться к безвизовому режиму. До переговоров в Сочи Эрдоган заявил, что Турция выступает за снятие санкций в торговых отношениях с Россией. Эрдоган желает вернуться к прежнему режиму, когда не существовало визового режима с Россией.
Путин и Эрдоган отметили важность сотрудничества между двумя странами особенно в энергетической сфере, была подчеркнута важность проектов газопровода «Турецкий поток» и атомной электростанции «Аккую». В ближайшие недели «РосАтом» перейдет к практической стадии строительства атомной станции.
На переговорах присутствовали также министр обороны России Сергей Шойгу и начальным генерального штаба вооруженных сил Турции Хулуси Акар.
До полета в Сочи Эрдоган выразился также за то, чтобы договор о поставках зенитно-ракетных комплексов С-400 был осуществлен как можно быстрее. «Насчет С-400 мы договорились с Россией, договоры подписаны. Есть некоторые технические детали, мы это обсудим в рамках моего визита в том числе со специалистами Министерства обороны. Хотим сделать шаги, чтобы договор как можно раньше воплотился в жизнь», — сказал Эрдоган.
Примечательно, что 2-ого ноября, после визита в Баку, Эрдоган заявил, что на встрече с Путиным поднимет также вопрос Карабаха. «Если Путин на самом деле сконцентрируется на карабахской проблеме, то она очень быстро будет урегулирована», — сказал президент Турции, вызвав этим большой ажиотаж в армянской прессе. Неизвестно обсудили ли руководители двух стран карабахский конфликт, однако по итогам встречи ни Путин, ни Эрдоган публично не затрагивали эту тему.
До встречи в Сочи российский политолог, эксперт по военным вопросам Павел Фелгенгауэр, говоря о предложениях президента Турции Реджеп Тайип Эрдогана по карабахскому вопросу, которые, согласно турецким СМИ, он собирался представить во время встречи с президентом России Владимиром Путиным на этой неделе, заявил, что «по всей вероятности, Путин мягко откажет Эрдогану».
«По всей вероятности, Путин мягко откажет Эрдогану, более того, это не повлияет на отношения двух стран. Даже в случае согласия Путина, Армения не согласится на вмешательства и участие Турции в карабахском вопросе. Президент Армении со всех трибун говорит о предусловиях Турции, утверждая, что они не принимаются, и армяно-турецкие отношения должны быть урегулированы без предусловий. Следовательно, я не считаю, что это рабочий вариант»,- сказал он в беседе с «168 Жам».