Представьте себе страну, где примерно 90% населения имеют медицинскую страховку, более 90% инфицированных ВИЧ регулярно принимают лекарства, а 93% детей вакцинированы от распространённых инфекционных заболевания, включая ВИЧ. Где, по вашему мнению, находится эта волшебная земля медицинского равенства? Скандинавия? Коста-Рика? Нарния?
В Африке, а если точнее, это Руанда.
В моей родной стране медицинская помощь — это право, гарантированное для всех, а не привилегия, зарезервированная только для богатых и власть имущих. Руанда остаётся бедной страной, но успехи в системе здравоохранения, достигнутые здесь за последние 15 лет, привлекают внимание во всём мире. Для этого есть причина: в 2000 году продолжительность жизни в стране составляла всего лишь 48 лет, а сегодня — 67. Этому способствовала международная помощь, однако наши достижения объясняются, прежде всего, иными, нефинансовыми инновациями.
Начать с того, что Руанда ввела партнёрские, кластерные подходы к управлению, которые позволили нам добиться большего с тем же самым объёмом финансирования. Кроме того, наши госслужащие настроены на поиск решения проблем, демонстрируя такой уровень находчивости, который помогает находить множество локализованных решений проблем человеческого развития, в частности, обеспечение продовольственной безопасности, адекватные поставки чистой воды, предоставление жилья.
Однако, наверное, самым важным фактором радикальных улучшений в системе здравоохранения стала национальная политика равенства, которая устанавливает конкретные цели в сфере поддержки нуждающихся и отслеживает прогресс в их достижении. С тех пор как был выбран этот подход, Руанда сумела резко сократить долю населения, живущего в крайней нищете: с 40% в 2000 году до 16,3% в 2015-м.
Однако помимо этих очевидных выгод, данные улучшения важны ещё и потому, что потенциальная отдача от инвестиций в социальные услуги для уязвимых групп детей в Руанде в два раза выше, если эти блага получают наиболее уязвимые группы (и недавно этот факт был отмечен ЮНИСЕФ). Иными словами, Руанда достигла столь многого и так быстро, потому что мы получаем более высокую отдачу от инвестиций в беднейшие группы населения.
Работая над достижением равенства в здравоохранении, Руанда сделала доступность главным приоритетом. В 2016 году девять из десяти жителей Руанды имели полис одной из программ медицинского страхования в стране. Большинство населения приписаны к программе «Медицинская страховка по месту жительству» (CBHI), которая повысила доступ к медицинским услугам для наиболее уязвимых граждан Руанды, освободив их от платежей.
Благодаря этому, охват медицинскими услугами в Руанде находится — по мировым стандартам — на высоком уровне, и это тем более примечательно для страны, которая поколение назад пережила ужасы геноцида. Сравните с ситуацией в США: процент незастрахованных американцев резко сократился после принятия закона «О доступной медицине» в 2010 году, однако застрахованные граждане столкнулись с быстрым ростом страховых взносов и дополнительных расходов. Возможно, США следует подумать о введении программы, подобной CBHI, с тем чтобы ещё больше сократить число американцев, которым доступ к медицинской помощи преграждают финансовые барьеры.
Руанда создавала систему оказания медицинской помощи, думая также и о географической доступности: в 15 тысячах деревнях появились «местные медицинские работники» (сокращённо CHW). Эти местные работники-практики играют роль стражей в системе, помогая снизить время ожидания и финансовую нагрузку, занимаясь пациентами напрямую, часто прямо у них на дому.
США тоже могли бы воспользоваться преимуществами программ CHW. В Америке много образованной молодёжи, которая, работая в качестве CHW, могла бы сократить разрыв между медицинскими учреждениями и пациентами, тем самым, повысив американский социальный капитал и улучшив медицинские показатели. Как видно из опыта Руанды, подобные программы не только повышают доступ к медицинской помощи; они ещё и снижают общий объём затрат, сокращая число случаев госпитализации без необходимости.
Эти программы можно копировать. Начиная с 1997 года, госпиталь Бригэма (BWH) оказывает поддержку бостонскому сообществу ВИЧ+ с помощью программы «Профилактика и доступ к уходу и лечению» (сокращённо PACT). Эта инициатива опиралась на модель CHW, внедрённую в сельских районах Гаити некоммерческой медицинской организацией «Partners In Health», которая помогает интеграции CHW-работников в систему первичной и психиатрической помощи.
Благодаря этой инициативе, государственная страховая программа Medicaid потратила меньше денег на госпитализацию, а расходы на стационарных больных снизились на 62%. Другие американские сообщества могут — и должны — использовать аналогичные модели в своих программах лечения от хронических болезней.
Инновации помогли дать старт процессу улучшения здравоохранения в Руанде, а сегодня его движет вперёд прогрессивное мышление. Например, в основанных по всей стране медицинских центрах осуществляется вакцинация и лечение болезней, с которыми деревенские CHW-работники не могут справиться; а кроме того, они позволили обеспечить акушерскими услугами большинство женщин Руанды.
Доступ к медицинской помощи повышается также благодаря тому, что в каждом районе Руанды сейчас есть больница, а в каждой области — консультационный или учебный госпиталь со специалистами, которые занимаются более трудными случаями. Хотя некоторые больницы ещё испытывают недостаток персонала, правительство стремится залатать эти дырки с помощью проекта привлечения более 20 американских институтов к работе по подготовке наших клинических специалистов.
Всего лишь за два десятилетия, благодаря местным решениям и международному сотрудничеству, Руанда резко снизила бремя болезней для своего народа и экономики. Глядя вперёд, мы ставим перед собой цель обучения лидеров завтрашнего дня, с тем чтобы они развивали созданную нами систему здравоохранения с равным доступом. В этом заключается миссия Университета глобального медицинского равенства; это новый университет, основанный в сельской зоне Руанды, выбравший своими руководящими принципами — справедливость, сотрудничество и инновации.
Будучи врачом из Руанды, помогавшим создавать с колыбели систему здравоохранения в моей стране, я горжусь тем, чего мы достигли за столь короткое время. Это была не магия; это была формула. И благодаря дальнейшему глобальному сотрудничеству, другие страны, в том числе и развитые, могут научиться её применять.