Если судить только по этим цифрам, то в российском банковском секторе все прекрасно. Сбербанк, крупнейший финансовый институт страны, в третий раз подряд демонстрирует рекордные квартальные показатели. С июля по сентябрь он показал рост прибыли на 14% по сравнению с аналогичным кварталом прошлого года — почти на 500 миллиардов рублей (8,3 миллиарда долларов). Так как контролируемый государством Сбербанк снизил расходы и должен был откладывать меньше денег на невыплаты кредитных обязательств, то чистый доход повысился на 64%, в перерасчете — 3,7 миллиардов долларов. Тем самым прибыль с начала года выросла на 44%. Столь успешное развитие стало возможным также благодаря оздоровлению экономики и некоторым связям с заграницей, в результате чего Сбербанк вполне может пережить западные санкции.
Глядя на эти показатели, можно даже забыть, что совсем недавно пришлось спасать от краха два российских банка. В конце августа Центральный банк получил большую часть акций частной банковской группы «Открытие». В конце сентября ему пришлось заняться оздоровлением еще одного частного банка — «Бинбанка». Банк «Открытие», который до всех этих событий считался восьмым крупнейшим по активам банком страны, перестарался с быстрым расширением. «Бинбанк», бывший номером 12 в банковском секторе и тоже нестабильный в результате быстрого роста, после краха банка «Открытие» угодил в водоворот недоверия. Клиенты забирали свои вклады, пока акционеры не запросили о помощи.
Более чем у 300 банков отозваны лицензии
Центральный банк помог банку «Открытие», потому что расценивает его как системно значимый банк, а «Бинбанку» — потому что хотел предотвратить панику в отрасли. На сегодняшний день ЦБ предоставил в распоряжение банка «Открытие» 380 миллиардов рублей (6,4 миллиарда долларов). Тем самым он едва не повторил один бесславный рекорд: в 2011 году санация «Банка Москвы» обошлась в целом в 395 миллиардов рублей, и до сих пор это была самая дорогая санация банка в России. Данные о помощи «Бинбанку» не публиковались, нопо сообщениям ЦБ можно предположить, что «Бинбанк» получил по меньшей мере около 80 миллиардов рублей (1,3 миллиарда долларов). И это еще не конец: Центральный банк уже предупреждает, что для полной ликвидации «дыры» в балансе «Бинбанка» может потребоваться до 350 миллиардов рублей.
Почти 60% сектора
Центробанк, он же — главное надзорное банковское ведомство, изменил механизм и теперь сам участвует в делах провинившихся банков. В случае с «Открытием» и «Бинбанком» он впервые пробует себя в роли банковского менеджера. Некоторые вкладчики, по крайней мере владельцы субординированных облигаций, должны будут взять на себя при санации некоторые обязательства. Цель состоит в том, чтобы снова продать эти финансовые институты не позднее чем через восемь месяцев. Аналитики не очень верят в успех этого предприятия. Во всяком случае, перевес контролируемых государством банков в отрасли увеличился и будет продолжать расти из-за потери частными банками доверия клиентов.
Еще до краха обоих финансовых институтов государственные банки составляли около 60% банковского сектора. Разрыв велик: Сбербанк имеет вдвое больше активов, чем следующий за ним Банк ВТБ, также контролируемый государством. В отличие от солидного Сбербанка под управлением бывшего министра экономики Германа Грефа, который сосредоточился на классическом процентном бизнесе, Банк ВТБ известен своими приключениями. Он постоянно становится площадкой для сделок кремлевских концернов и сам уже тоже нуждался в финансовых вливаниях.
Однако Банк ВТБ выигрывает в этом году за счет проблем у частных конкурентов: он привлек непропорционально много новых клиентов. За первые девять месяцев объем вкладов вырос на 23%. Правда, отчисления из-за участия в банке «Открытие» несколько омрачили результат в третьем квартале и привели к уменьшению показателей: в пересчете — лишь 291 миллион долларов. Однако расчет новых клиентов прослеживается четко: в то время как частные банки в России слишком часто используются для сомнительного бизнеса их владельцев или страдают от плохого менеджмента, клиент Банка ВТБ может быть уверен в поддержке государства.