Вильнюс, Каунас и Клайпеда слово паровоз тянет экономику Литвы, но долго ли это будет длиться? Нескончаемая эмиграция заставляет компании искать работников за рубежом, а пустующие города принимают вид городов-призраков.
Эти тенденции обсудили на встрече Клайпедской торгово-ремесленной палаты с профессором экономистом Раймондасом Куодиса. Согласно данным за 2014 год, 40,1% ВВП Литвы производят в Вильнюсском округе, 19,7% — в Каунасском округе, 11,8% — в Клайпедском округе. Все остальные города производят 8% ВВП. «Страна довольно небольшая, но мы не можем говорить о целостной Литве. У нас две экономики — успешная и нет. Успешную создают 2,5 города. Есть регионы, где средние доходы в три раза меньше, чем в Вильнюсе. В столице средние доходы уже больше средних по Евросоюзу. Это приводит к внутренней эмиграции», — сказал Куодис. Ежегодно из Литвы уезжают 40 — 50 тысяч жителей. Еще 4 — 5 тысяч жителей приезжают в крупные города Литвы, высокий процент среди них — студенты. За 7-8 лет некоторые города покинули 20% жителей. Интересно, что особенно стабильно держится Гаргждай, где все еще живут 15 тысяч человек.
«В регионах людей становится меньше, падает и спрос. Компании останавливают инвестиции. Открытие гостиницы или кафе превращается в утопию, поскольку их сложно содержать. Если в сельский магазин приходит на 20% клиентов, это значит, что зарплата кассира не может расти. Регионы находятся в замкнутом кругу», — сказал Куодис.
«На пенсии мы выделяем в 2,5 раза средств, чем в Европе. 700 тысяч пенсионеров сразу оказываются за чертой бедности. Так в регионах разрастаются дома престарелых. Пенсионеры в других странах путешествуют, ходят на мероприятия, а наши закрываются в своих избушках. те же кафе живут за счет поминальных обедов», — заметил Куодис. Он считает, что сейчас ситуацию не изменишь. И все это из-за демографии, кривая которой в Литве быстро не изменится.
«Может, ситуацию можно изменить, если создавать рабочие места в этих домах престарелых. Им нужен уход, услуги здравоохранения», — сказал экономист. Куодис сказал, что через 10-15 лет эти города превратятся в призраки. Некоторые обновляются — строят фонтаны, новые дорожки. Однако эксперт сомневается в том, что это улучшит качество жизни бедствующих людей. В июле 2007 года в силу вступил закон, согласно которому одному из родителей платили полную зарплату в отпуске по уходу за ребенком (в первый год отпуска).
Но на такие выплаты можно было претендовать родителям, которые за два года накопили не меньше 7 месяцев стажа. Позже пособие снизилось. По словам Куодиса, по милости тогдашнего министра социальной защиты и труда Вилии Блинкявичюте в «Содре» образовалась миллиардная дыра. А эффект этих выплат был временным. «Вопрос в том, увеличивают ли подобные выплаты рождаемость. Люди реагируют на финансовые пособия. Я знаю много людей, которые как помешанные путешествуют и не планируют заводить детей. У них есть хорошая работа, они говорят, зачем им эти якоря на ногах», — сказал Куодис.
По его словам, чтобы численность населения не снижалась, на каждую семью должно приходиться не меньше 2,1 ребенка. Сейчас в регионах на пальцах рук можно сосчитать женщин, которые могут родить двух детей. «Стало больше людей, которые из экономических соображений не хотят заводить детей. 100 лет назад проблем не было, дети с детства работали по хозяйству. В современной экономике этого нет, ребенок о хорошей жизни может мечтать только если будут учиться 25 лет или дольше. Да и учеба дорожает. У нас уже немного семей, где воспитывают двоих детей», — не скрывал разочарования профессор. Он привел пример Голландии, где для женщины создают условия вернуться на работу через месяц после родов. А немцы поощряют рождение первого ребенка. После рождения первого ребенка, появляется вероятность появления второго.