Спустя четыре года после того, как решение Украины сблизиться с Евросоюзом спровоцировало Россию и послужило поводом для начала революции, эта страна оказалась опустошенной войной и почти полностью разоренной.
Поэтому теперь, когда лидеры Евросоюза собираются в Брюсселе в пятницу, 24 ноября, на саммит Восточного партнерства — их внешнеполитической инициативы, призванной укрепить отношения ЕС со странами бывшего советского блока — главным вопросом остается вопрос о том, может ли Брюссель собрать Украину по кусочкам.
Но четкого ответа на этот вопрос ожидать не стоит.
Между европейскими политиками были и сохраняются глубокие разногласия. Некоторые утверждают, что на них лежит моральное обязательство, предполагающее необходимость сделать все возможное для того, чтобы защитить Украину и положить конец военной агрессии России — особенно с учетом того, что Киев продемонстрировал готовность коренным образом изменить свою систему. Другие отмечают, что Запад уже предоставил Украине слишком щедрую помощь и пошел на слишком большие риски ради страны, где коррупция до сих пор насквозь пронизывает государственный аппарат, а реформы — особенно в судебной, финансовой и энергетической сферах — проводятся слишком медленно.
В попытке продемонстрировать свою готовность и дальше поддерживать Украину, в четверг, 23 ноября, Европейский инвестиционный банк объявил о том, что он предоставит стране дополнительную финансовую помощь в размере 37 миллионов евро на поддержку украинского сельского хозяйства. На сегодняшний день общий объем финансовой помощи Евросоюза Украине составляет примерно 12 миллиардов евро — это с учетом того крупного пакета помощи, который был предоставлен Украине в 2014 году.
Если рассматривать ситуацию объективно, Украина сейчас находится в очень тяжелом положении. Согласно результатам нового исследования, проведенного по распоряжению Европарламента, в целом Восточное партнерство можно назвать успешным, однако авторы исследования также указывают, что 94% финансовой помощи Украине поступили в форме займов, в результате чего она погрязла в долгах, которые в долгосрочной перспективе будут мешать ее восстановлению. В течение следующих пяти лет Украине нужно будет выплатить 38 миллиардов долларов, в то время как сейчас объем резервов Национального банка составляет всего пять миллиардов евро.
Ссылаясь на введение безвизового режима для граждан Украины, авторы этого доклада отметили, что политическое соглашение с Евросоюзом «сблизило Киев с Евросоюзом и другими западными институтами больше, чем когда-либо прежде». После революции Евромайдана и последовавших за ней посягательств России на украинский суверенитет эпоха геополитического выбора для Киева завершилась. Однако эти драматичные события отдалили Украину от членства в Евросоюзе и НАТО сильнее, чем когда-либо прежде».
В докладе также говорится следующее: «Ухудшение экономической ситуации на Украине — ставшее результатом перемен, произошедших после революции Майдана, результатом российской агрессии, двух десятилетий отсутствия значимых реформ и попыток правительства стабилизировать макрофинансовую ситуацию — привело к серьезному недовольству среди населения».
Как отметил один высокопоставленный чиновник Евросоюза, за последние два года государственные расходы на Украине упали с 53% до 40% от ВВП, что является свидетельством готовности правительства реализовывать программы жесткой экономии и успехов в борьбе с коррупцией. «За последние пять месяцев они провели реформы в области здравоохранения, образования и пенсионной системы, — сказал этот чиновник. — Говорить, что они проводят реформы слишком медленно — но по каким меркам?»
Проблемные соседи
Украина оказалась самой драматичной, но далеко не единственной иллюстрацией противоречивой природы результатов Восточного партнерства, которое стало важнейшим внешнеполитическим проектом Евросоюза с момента запуска этой инициативы в Праге в 2009 году.
Пять других стран, ставших партнерами Евросоюза в рамках этой инициативы, тоже сталкиваются с множеством трудностей.
Армения и Азербайджан до сих пор находятся в состоянии войны друг с другом, отстаивая свои права на Нагорный Карабах. Молдова до сих пор не может решить проблему пророссийского региона Приднестровье. Абхазия и Северная Осетия, которые формально относятся к территории Грузии, фактически были аннексированы Россией. А Белоруссия остается по сути изолированным полицейским государством, несмотря на некоторое потепление в ее отношениях с Западом.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко, против которого Евросоюз ввел санкции в связи с политическими репрессиями в его стране, впервые получил приглашение принять участие в саммите Восточного партнерства, но отказался приехать.
Чиновники Евросоюза, как правило, отвергают утверждения о том, что они несут ответственность за тот политический кризис, который разразился на Украине осенью 2013 года, когда они попытались надавить на президента Виктора Януковича и заставить его подписать соглашение об ассоциации с Евросоюзом. Однако одновременно с ними на Януковича давила Москва, которая запрещала ему подписывать это соглашение, угрожая ему экономическими репрессалиями.
Официально Янукович объявил о своем отказе подписывать соглашение об ассоциации на саммите Восточного партнерства, который в 2013 году проходил в Вильнюсе, столице Литвы. После этого в Киеве начались массовые протесты, в результате которых он лишился своего поста. Янукович бежал в Россию (Москва назвала те события государственным переворотом), а отношения между Кремлем и Западом достигли самого низкого уровня со времен холодной войны.
Процесс мирного урегулирования в нормандском формате, во главе которого с 2015 года стояли Франция и Германия, не помог положить конец конфликту, в результате чего многие начали критиковать Париж, Берлин, Брюссель и Вашингтон за то, что они не захотели приложить максимум усилий для восстановления мира на Украине.
Несмотря на эту критику, на саммите, который пройдет в пятницу, будет обсуждаться не украинский конфликт, а список «20 ключевых задач на период до 2020 года», который Евросоюз разработал в декабре прошлого года — это служит свидетельством того, что те цели, которые ставились в самом начале реализации инициативы восточного партнерства уступили место реальности.
Между тем, продолжаются споры о том, что еще Евросоюз может и должен сделать. Литва представила довольно амбициозный план под названием «европейский план для Украины», согласно которому в течение следующих 10 лет эта страна должна будет получить инвестиции на сумму около 50 миллиардов евро, но пока этот план не был одобрен.
«Нам необходимо увеличить степень участия ключевых игроков, завоевать сердца простых людей, показать им, что их не бросили, повысить потенциал и стойкость стран Восточного партнерства и Украины в частности», — сказала посол Литвы в Евросоюзе Йовита Нелюпшене (Jovita Neliupšienė).
Мэтью Рожански (Matthew Rojansky), директор Института Кеннана, считает, что ответственность за украинский конфликт несет Москва, однако Запад ошибся, начав притворяться, что нынешняя мирная инициатива имеет хотя бы какие-то шансы на успех.
«Россия делает то, что она делает, она применяет силу в ответ на те перемены, которые ей не нравятся, — сказал Рожански. — Россия при полном содействии некоторых особенно циничных украинских игроков сумела сломить Украину».
Но, по его словам, Западу нужно было вмешаться и найти способ избежать противостояния на условиях России. «Мы притворялись, — объяснил он. — Как только мы смирились с тем, что противостояние будет вестись по постсоветским правилам, предполагающим осуществление влияния через грубую силу, мы проиграли».