По мере того, как продвигается «Рашагейт», отношения России и США становятся все более запутанными. На саммите АТЭС во вьетнамском Дананге Путин и Трамп «случайно встретились» в промежутке между заседаниями и «кратко обменялись мнениями». Возникают вопросы: По какому пути будут двигаться российско-американские отношения при Трампе? Почему Путину и Трампу сложно организовать официальную встречу? Означает ли неудачная быстрая перезагрузка отношений их ухудшение? Как отношения России и США повлияют на трехсторонние отношения Китая, России и США? 18 ноября Сунь Чэнхао и Чэнь Юй, молодые ученые из Китайской академии современных международных отношений, обсудили эти вопросы в редакции Китайской молодежной газеты.
Правительство США будет смягчать отношение к России на трех уровнях
Младший научный сотрудник Института изучения США Китайской академии современных международных отношений Сунь Чэнхао считает, что правительство США будет смягчать отношение к России на трех уровнях.
Первый уровень — это Дональд Трамп, на котором висит множество ярлыков: «делец», «богач», «сильная личность», «профессионал», «новичок» и «грубиян». Если смешать все эти атрибуты вместе, то можно будет в трех словосочетаниях дать формулировку особенному трамповскому стилю: нарциссизм, самоуверенность, опора на собственные силы. Во-первых, Трамп любит ставить себя в центр внимания. Что касается дипломатической сферы, то он спешит разрушить все рамки и ограничения, установленные его предшественником, и найти свое место в истории. Если Трамп сможет прорваться через плотное окружение в вопросе отношений с Россией, это сильно потешит его самолюбие. Во-вторых, при принятии решений Трамп не слушает предложения других людей, а больше полагается на свою интуицию. Подобное мышление сделало его менее восприимчивым к давлению извне, поэтому он сможет лучше отстаивать свои интересы, в частности начать разрядку в отношениях с Россией. В-третьих, Трампа всегда отличал жесткий и отчаянный стиль работы, однако, опираясь на свои силы, он не действует безрассудно, а тщательно обдумывает стратегию и план действий. Если смотреть на эти особенности характера президента, то первые две будут способствовать разрядке между США и Россией, однако последняя может стать фактором неопределенности.
Второй уровень — это окружение Трампа. На данный момент его команда уже сформирована, и в будущем он будет опираться на этот узкий круг доверенных лиц. Так советник президента по делам национальной безопасности Майкл Флинн оказался в центре внимания не только из-за важности своей должности (он будет координировать внешнеполитическую стратегию безопасности), но и из-за дружественной позиции по отношению к России. Ранее он заявлял, что США должны усилить сотрудничество с Россией и поддерживать конструктивные отношения с Путиным.
Третий уровень — это члены кабинета президента. Отношение государственного секретаря США Рекса Тиллерсона к России также вполне дружелюбное, ранее он два года проработал в России в качестве представителя американской нефтяной компании ExxonMobil. С точки зрения дипломатии для государственного секретаря также крайне важно хорошо знать российских высокопоставленных чиновников, а Тиллерсон обладает в России большими связями. Таким образом, на трех уровнях нового правительства США (высшее руководство, его окружение и исполнительная власть) складываются благоприятные условия для налаживания отношений с Россией.
В отношениях России и США бушует информационная война. Ухудшение отношений — лишь видимость
Младший научный сотрудник Института изучения России Китайской академии современных международных отношений Чэнь Юй считает, что российско-американские отношения должны рассматриваться с точки зрения диалектики. Между странами нет настоящего геополитического конфликта, а лишь дипломатическая и информационная война, поэтому отношения не могут продолжать ухудшаться.
Как утверждает Чэнь Юй, общественность уже поняла главные признаки ухудшения отношений: «Рашагейт», проводимый в США против Трампа и его команды, расследование российского вмешательства в американские выборы, которое означает продление и расширение санкций против России; вступление Черногории в НАТО, повторное расширение на Восток, размещение войск в Восточной Европе; отсутствие уступок со стороны США правительству Башара Асада в Сирии и, как следствие, невозможность сотрудничества с Россией. Учитывая сложившуюся ситуацию, мнение международной общественности не могло не измениться, теперь все считают, что перезагрузка отношений России и США не только провалилась, но и ухудшилась. С виду российско-американские отношения в течение последних шести месяцев становились сложнее, но если внимательно посмотреть на детали, то окажется, что это «ухудшение» в определенной степени — видимость, и при Трампе в российско-американских отношениях наметилось снижение напряженности.
Сунь Чэнхао придерживается аналогичной позиции. По его мнению, это СМИ раздули тему «Рашагейта», еще не отойдя от поражения Хиллари Клинтон на выборах, и потому пытаются забыть о позитивных моментах российско-американских отношений. Сунь Чэнхао отметил, что Россия и США стали больше взаимодействовать. Во-первых, число взаимных визитов на высшем уровне многократно увеличилось. Во-вторых, центры стратегического планирования, аналитические центры, научные круги пришли к четкому пониманию ситуации и надеются на разрядку в отношениях.
Внутреннее сопротивление в США и разногласия двух сторон касательно международной стратегии привели к провалу перезагрузки отношений
Сунь Чэнхао считает, что внутренние силы в США препятствовали перезагрузке отношений двух стран. В данный момент четыре комитета Конгресса США (Постоянный специальный комитет Сената США по разведке, Судебный комитет Сената, Комитет Палаты представителей по разведке, Комитет Палаты представителей по надзору) проводят расследование относительно возможной связи Трампа и его избирательного штаба с Россией. Данное расследование в итоге может привести к импичменту президента. Однако Специальный прокурор Роберт Мюллер проводит расследование касательно того, имело ли место преступление как таковое, то есть препятствовал ли Трамп работе органов судебной власти, вмешивалась ли Россия в выборы и т.д. Таким образом, продолжающееся расследование «Рашагейт», которое словно меч висит над Трампом и его избирательным штабом, объективно препятствует развитию отношений. Отрицательную роль играют и американские СМИ, которые все время сомневаются и без устали проводят расследования.
Чэнь Юй считает, что разногласия двух сторон касательно международной стратегии являются гораздо более серьезным препятствием на пути к улучшению отношений
Со времен холодной войны СССР (и Россия впоследствии) выглядели «чистым злом» в глазах американцев. После того, как Холодная война закончилась, США стали всеми силами отстаивать международный порядок, при котором Америка будет находится в положении мирового гегемона, и процветать будут только те страны, которые ей подчинятся. Если исходить из этой логики, то Россия будет выглядеть проигравшей стороной. С точки зрения глобальной стратегии США необходимо ослаблять международное влияние России, ограничивать ее влияние на Запад; сделать так, чтобы Россия не смогла восстановить свой имперский статус и стала обычной европейской страной. Однако Россия придерживается абсолютно другой позиции по этому вопросу: россияне не считают себя проигравшими в Холодной войне, национальный характер заставляет их идти до конца, а при Путине главной целью России стало возвращение в число мировых держав.
Перспективы российско-американских отношений — вечный бой
Отношения США и России не могут улучшиться за короткий срок, но, с другой стороны, и не могут войти в состояние холодной войны. В будущем это будет «война по наитию». Почему российско-американские отношения не будут продолжать ухудшаться? Чэнь Юй объясняет это «четырьмя не». Прежде всего, отношения двух стран не могут стать полностью антагонистическими, потому что Россия — это не СССР; мир становится многополярным, государства больше не концентрируются вокруг двух антагонистов; идеологического противостояния больше нет; глобальной гонки вооружений больше не будет, так как совокупная мощь России сейчас понижается.
Сунь Чэнхао добавил, что Россия и США не будут бороться за влияние в глобальных масштабах, сейчас главные «ринги» для них — это Европа и Ближний Восток, причем борьба будет вестись не напрямую, а косвенно через «агентов».
В интересах обеих стран решить проблему терроризма посредством введения ограниченного сотрудничества в этой сфере. Впоследствии модель взаимодействия может измениться, однако успех в чем-то одном может помочь устранить все разногласия.
Влияние российско-американских отношений на трехсторонние отношения Китая, России и США
Сунь Чэнхао считает, что в трехстороннем взаимодействии Китая, России и США любое изменение отношений между двумя государствами повлияет на третье. Многие специалисты считают, что разрядка в отношениях России и США приведет к формированию «антиниксоновской дипломатии», то есть к отходу от политики, проводимой Никсоном в 70-х годах XX века (налаживание отношений с Китаем). Переход от «Китай и США против СССР» к «США и Россия против Китая» может повредить отношениям России и Китая, и тогда КНР окажется в невыгодном положении в трехсторонних отношениях. Кажется, что подобные высказывания имеют смысл, однако нынешняя ситуация несравнима с 70-ми годами прошлого века. В то время Советский Союз «наступал», а США и Китай «держали оборону», и объединение последних двух выглядело логично. Сейчас же ситуация совсем другая, и Китай отнюдь не является самым сильным государством из трех.
Кроме того, в вышеупомянутых отношениях между тремя государствами повысилась «независимость» отношений любой пары стран, и влияние фактора «третьей стороны» постоянно понижается. Но лучшим способом поддержания стабильности трехсторонних отношений все еще является поддержание хороших отношений в парах.
Чэнь Юй считает, что отношения в треугольнике «Китай-США-Россия» — это отнюдь не то же самое, что и трехсторонние отношения. Мирное развитие отношений между Китаем и США зависит от настроения народов двух стран, в тоже время товарооборот между двумя странами огромен. Отношения между Китаем и Россией основаны на геополитике и сильно зависят от экономического и энергетического сотрудничества. Тем не менее Россия и Китай не собираются объединяться против США из-за взаимозависимости всех трех стран друг от друга.