Отношения между державами, а также связи государства с соседними странами составляют основу его международных отношений. Под действием исторической памяти и реальных современных связей внешняя политика и стратегические цели всех стран взаимосвязаны и переплетены в международной системе и образуют сложную сеть крупномасштабных отношений, как линии на родословном древе.
4 ноября на Международном форуме «Диалог с миром» 2017, организованном Phoenix New Media, международный аналитический центр Phoenix New Media впервые презентовал стратегическую схему «генеалогических отношений» между странами. Предельно простая модель, созданная с помощью приемов визуализации и исходя из точки зрения других государств, в сопровождении докладов 6 известных исследователей в сфере международных отношений, представленных на форуме, отражает внешнюю стратегию главных мировых держав и ситуацию в области региональной безопасности на данный момент, проблемы управления, безопасности и экономики в горячих точках, а также помогает нам понять меняющийся Китай и мир.
Эта схема делится на шесть частей, охватывая, соответственно, шесть основных держав и регионов. Страны или регионы соединены отрезками, которые в свою очередь сопровождены пояснениями.
«Америка» на схеме международных отношений
С момента прихода к власти Трампа «приоритет США» стал дипломатической политикой и целью Соединенных Штатов. В то время как разногласия между Соединенными Штатами и Европой усилились, США и РФ по-прежнему конкурируют и находятся в конфликте. Пересмотр Североамериканской зоны свободной торговли, проблемы мигрантов и беженцев стали основными факторами, влияющими на Соединенные Штаты и соседние с ним страны. В то же время Соединенные Штаты продолжают следовать стратегии «ребалансировки Азиатско-Тихоокеанского региона», доставшейся им от администрации Обамы, и постоянно вмешиваются в дела азиатских стран. Торговые трения с Китаем также значительно возросли. Мы с нетерпением ожидаем ближайшего визита Трампа в Китай, чтобы увидеть, сможет ли это дать шанс для улучшения торговых отношений между КНР и США.
Взгляд США на Китай: Процессор Школы государственного управления им. Чжоу Эньлая Чжан Жуйчжуан считает, что, хотя в период правления Трампа внешняя политика и ее цели являются приоритетами для Соединенных Штатов, однако подобный лозунг представляет собой пустые слова, их трудно конкретизировать и применять на практике. На самом деле это американский изоляционизм плюс унилатерализм. Что касается сферы американо-китайских отношений, отсутствие четкой стратегии со стороны правительства США во главе с Трампом в Китае привело к тому, что Китай постепенно берет на себя руководство развитием отношений между Китаем и США.
«Россия» на схеме международных отношений
Как показано ниже, Россия по-прежнему использует стратегию «двуглавого орла» в качестве основы своей внешней политики и энергично продвигает Евразийский экономический союз (ЕАЭ). Все ещё действуют взаимные санкции между Россией и Европой. После прихода к Трампа к власти, похоже, появилась надежда на развитие российско-американских отношений, но оно идёт крайне медленно. Между Россией и Китаем по-прежнему крепкие связи. В будущем постепенно будет осуществлено сопряжение проекта «Один пояс, один путь» и Евразийского экономического союза. Кроме того, Россия также увеличила свое вмешательство в происходящее на Ближнем Востоке и укрепила свое военное присутствие и политическое посредничество в регионе.
Взгляд России на Китай: профессор Ву Дахуэй из Университета Цинхуа считает, что в настоящее время Россия подталкивает страны СНГ к интеграции в сфере безопасности, делая акцент на угрозах безопасности со стороны соседей. Что касается украинского вопроса, Россия создала сильную особую зону военной обороны. Первоначально Трамп надеялся возобновить отношения между двумя странами, но он скован двумя системами. Так что будущее российско-американских отношений остается неоднозначным.
«Европа» на схеме международных отношений
Как показано на изображении ниже, в июне 2016 года была официально опубликована «Глобальная стратегия Европейского союза (ЕС) по внешней политике и политике безопасности». Новая стратегия ЕС по-прежнему остается «глобальной». После серии критических ударов главная цель, по которой ЕС собирался внедрить новую «стратегию», сменилась с «продемонстрировать международное присутствие альянса» на «продемонстрировать консенсус в области внешней безопасности». После прихода Трампа к власти усилились разногласия между Соединенными Штатами и Европой. Европа и Россия постепенно сближаются, но при этом продолжают действовать взаимные санкции. В таких условиях появляются новые возможности для развития отношений между Китаем и ЕС. Однако, взаимодействие Европы с Китаем в рамках проекта «Один пояс, один путь» по-прежнему вызывает сомнения. Кроме того, переговоры о выходе Великобритании из ЕС зашли в тупик, также застопорились переговоры о вступлении в него Турцию. Это все бросает вызов процессу интеграции Европы.
Взгляд Европы на Китай: Глава исследовательского института ЕС при Институте международных исследований Китая, профессор Цуй Хунцзянь считает, что ситуация в Европе переходит от прежнего «слияния» к «разделению», кроме того, подобная тенденция сохранится и в будущем. При взаимодействии с Европой, Китаю необходимо признать позицию «третьей стороны», которую Европа занимает на мировой арене, и содействовать развитию двусторонних отношений по модели «двойного привода» — неважно, в сфере экономики, торговли, региональной безопасности или в вопросах стратегической политики, Китай и ЕС должны вместе способствовать поддержанию стабильности в мире.
«Северо-восточная Азия» на схеме международных отношений
Как показано на изображении ниже, Северо-Восточная Азия всегда была местом, где сходились и вступали в конфликте интересы великих держав. В политической сфере между странами Северо-Восточной Азии нет взаимного доверия; в торгово-экономической сфере переговоры о создании зоны свободной торговли между Китаем, Японией и Южной Корее зашли в тупик; в сфере безопасности ядерные испытания Северной Кореи угрожают миру и стабильности в регионе. В то же время военный альянс между экстерриториальной державой США, Японией и Южной Кореей усугубляет менталитет холодной войны в Северо-Восточной Азии. В таких условиях, когда Россия постепенно увеличивает свое внимание к азиатским делам, сможет ли она стать потенциальной силой, которая поможет установить баланс сил в Северо-Восточной Азии?
Взгляд Северо-Восточной Азии на Китай: Профессор Чжу Фэн, глава исследовательского института международных отношений Нанкинского университета, считает, что сегодняшняя Северо-Восточная Азия обладает всеми факторами, необходимыми для геостратегического конфликта. Неразрешенные исторические споры, по-прежнему существует проблема конкуренции, а также усиливается национализм. Если Китай, Япония и Южная Корея будут сотрудничать, они могут создать новую Азию. Без сотрудничества с Китаем, Японией и Южной Кореей между Востоком и Западом не будет реального баланса. Сегодняшняя ядерная проблема в Северной Корее — это не стратегическая игра между крупными державами, а именно ответственность, которую должны разделять крупные державы.
«Юго-Восточная Азия» на схеме международных отношений
Китай поддерживает тесные связи со странами ЮВА, они часто взаимодействуют в политической и экономической сфере, а также в сфере безопасности. Однако крупные державы за пределами региона также активизировали свое вмешательство в Юго-Восточную Азию, что привело к сложной и неустойчивой ситуации в регионе. В политической сфере «модель АСЕАН», отличительной чертой которой является «консенсус» играет ведущую роль в политическом сотрудничестве в ЮВА. Что касается области безопасности, на данный момент во всех странах региона прослеживается тенденция распространения терроризма и существует риск гонки вооружений. В экономической сфере регион Юго-Восточной Азии постепенно создает систему экономического сотрудничества, в которой основным каркасом является зона свободной торговли АСЕАН.
Взгляд Юго-Восточная Азия на Китай: Профессор Ху Ишань, старший советник по международным вопросам Азиатского института стратегии и лидерства в Малайзии, отметил, что, хотя проблема Южно-Китайского моря ясно показала, что Китай и часть стран региона стоят перед определенными вызовами безопасности, а также сталкиваются с вмешательством внешних сил, однако эти факторы не могут препятствовать укреплению отношений между Китаем и Юго-Восточной Азией. Профессор Ху считает, что самым успешным результатом инициативы «Один пояс, один путь» является «Морской шелковый путь 21-го века», охватывающий регион ЮВА. Однако показательный эффект «одного пути» неизбежно приведет к быстрому продвижению «одного пояса».
«Ближний Восток» в схеме международных отношений
Как показано ниже, на данный момент в политической сфере идёт соперничество между крупными державами: Саудовской Аравией и Ираном — за господство в исламском мире. Что касается сферы безопасности, террористические силы в регионе трудно устранить. В экономической сфере в последние годы можно было наблюдать падение мировых цен на нефть, что вынудило экономику Ближнего Востока начать преобразования. В настоящее время вмешательство Соединенных Штатов в дела ближневосточного региона сократилось, однако военное присутствие России в нем заметно возросло. Китай же сосредоточил свое внимание на сотрудничестве с Саудовской Аравией и Турцией в борьбе с терроризмом, при этом продолжает содействовать политическому и экономическому сотрудничеству на Ближнем Востоке в рамках инициативы «Один пояс, один путь».
Взгляд Ближнего Востока на Китай: Профессор Пекинского университета иностранных языков Ма Сяолин проанализировал исторический фон и геополитические возможности, связанные с проблемой Ближнего Востока, и отметил, что за этими событиями стоит «игра» двух великих держав: России и Соединенных Штатов. Говоря о китайской инициативе «Один пояс, один путь», Ма Сяолинь отмечает, что Китаю следует в полной мере воспользоваться этой возможностью для развития дружеских отношений со странами Ближнего Востока и создания «нового типа дипломатии на Ближнем Востоке». Для мира «Ближний Восток — это могила великой державы, и при этом пробный камень великой державы».
Общий итог: отношения между крупными державами и с соседними странами всегда были основным содержанием внешней политики государства. Внешняя политика и стратегические цели различных стран взаимодействуют друг с другом и переплетаются, чтобы совместно формировать нынешнюю сложную международную ситуацию. Если Китаю удастся взглянуть на мир с точки зрения других стран, это поможет ему улучшить диалог с ними. В связи с этим международный аналитический центр Phoenix New Media стремился создать серию стратегических схем международных отношений, чтобы с помощью наиболее понятной визуальной модели отразить внешнюю стратегию главных мировых держав и ситуацию в области региональной безопасности на данный момент, а также проблемы управления, безопасности и экономики в горячих точках. Мы пытаемся показать читателям общее положение международных отношений на данный момент, чтобы помочь им поразмышлять о том, каков он, нынешний мир? Как Китай должен выходить на внешнюю арену?