Когда Берни Экклстоун (Bernie Ecclestone), почетный председатель и бывший генеральный директор компании Formula One, присутствовал недавно на завтраке вместе с сотрудниками редакции газеты Financial Times, он не скупился на похвалу в адрес российского президента Владимира Путина. «Я думаю, что тот парень, который должен возглавлять Европу и который больше всего меня поразил, — это г-н Путин, потому что это человек, который говорит, что собирается что-то сделать, и делает это, — отметил г-н Экклстоун. — Это первоклассная личность».
Высокую оценку эффективности г-на Путина разделяют представители нефтяного рынка, которые теперь очень внимательно следят за российской стратегией. Появившиеся в пятницу сообщения о том, что члены ОПЕК и Россия, в принципе, договорились о продлении своих ограничений на добычу нефти еще на девять месяцев, то есть до конца следующего года, подкрепленные комментарием Александра Новака, министра энергетики г-на Путина, способствовали в пятницу повышению цен на нефть. Г-н Новак в интервью телеканалу РБК ТВ, в частности, сказал: «Сегодня практически все выступают за продление [ограничений на добычу], для того, чтобы достичь окончательных целей». Однако, по его словам, дискуссии продолжаются о том, как долго будут действовать эти ограничения после истечение срока в марте 2018 года, установленного предыдущим соглашением. Хавьер Блас (Javier Blas) из компании Bloomberg в своей статье под заголовком «Путин сделал себе королем ОПЕК» (Putin crowns himself Opec king) попытался проанализировать то, каким образом российский президент стал самым влиятельным игроком в альянсе между членами ОПЕК и настроенными таким же образом производителями, не являющимися членами этой организации.
Судя по всему, решение о продлении ограничений на добычу будет принято в четверг в Вене во время встречи на министерском уровне. Агентство Reuters сообщило о том, что проект повестки дня для этой встречи предусматривает для дискуссии всего три часа, и это свидетельствует о том, что все должно пройти относительно гладко, и соответствующее решение будет принято.
По мнению сотрудников газеты Financial Times Анджли Раваля (Anjli Raval) и Дэвида Шеппарда (David Sheppard), столь важное значение позиции России объясняется тем, что ее «брак по расчету» с Саудовской Аравией, являющийся основой альянса между членами ОПЕК и не членами ОПЕК, находится под давлением. «Россия менее зависима от высоких цен на нефть, чем Саудовская Аравия, и Москва не собирается уступать слишком большую долю рынка своим соперникам», — подчеркивают авторы этой статьи.
Несколько статей, опубликованных на прошлой неделе, позволяют составить представление о том, как проходит обсуждение внутри России вопроса о стратегии в области нефти. Во вторник Цветана Параскова (Tsvetana Paraskova) на веб-сайте Oilprice.com проанализировала сообщения о разногласиях внутри российской нефтяной отрасли. По ее данным, большинство российских компаний поддерживают предложение о продлении ограничений на шесть месяцев, тогда как одна фирма выступает против любого продления. На следующий день поддерживаемый государством телеканал RT сообщил о том, что представители компании «Газпром нефть», то есть предполагаемого раскольника, отрицали свое несогласие с продлением ограничений. По мнению этого телеканала, г-н Путин поддерживает продление договоренности до конца следующего года. Ранее в этом месяце корреспондент газеты Financial Times Генри Фой (Henry Foy) сообщил о возражениях руководителей российских нефтяных компаний, поскольку, по их словам, продление ограничений на добычу угрожает их инвестиционным планам.
Еще одним фактором, способствовавшим повышению цены на американскую сырую нефть, стало появившееся на неделе сообщение о прекращении строительства нефтепровода «Кистоун» (Keystone) из Канады в Соединенные Штаты, которое последовало спустя десять дней после аварии и разлива приблизительно пяти тысяч баррелей черного золота. Время произошедшей аварии оказалось крайне невыгодным для реализации этого крупного проекта. Расширение существующей системы за счет нового трубопровода уже давно откладывается, а важнейшее решение о его дальнейшей судьбе регуляторы штата Небраска должны были принять в понедельник. С учетом активного давления как со стороны сторонников, так и со стороны противников — Небраска последним из штатов должен был дать свое согласие, — надзорная организация Public Service Commission предложила неудобный компромисс. Трубопроводу «Кистоун XL» будет разрешено пересечь территорию штата, однако по другому маршруту, чем тот, который являлся предпочтительным для компании «TransCanada», основного участника этого проекта.
Переключение на новый маршрут создаст дополнительные юридические сложности для проекта, по поводу которого уже ведется борьба в федеральном суде. Одними из вопросов может стать потенциальное воздействие нового маршрута на место обитания находящихся под угрозой исчезновения видов рыб, включая бледного лопатоноса, возрас которого насчитывает 70 миллионов лет, но с 1960-х годов количество этих рыб значительно сократилось. Сара Лэдислав (Sarah Ladislaw) и Эндрю Стэнли (Andrew Stanley) из Центра стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies) написали о том, каким образом сага о трубопроводе «Кистоун XL» стала «свидетельством того, насколько токсичными стали в Соединенных Штатах дебаты по энергетическим вопросам».
После окончания работы Конференции по климату в Бонне ООН опубликовала заявление, в котором это событие было названо стартовой площадкой для более высоких амбиций«. В принятом решении устанавливается цель на ближайшие годы, в соответствии с которой будет проводиться пересмотр национальных планов относительно сокращения выброса парниковых газов в период до начала работы следующей конференции в Польше в 2018 году. Эмили Холден (Emily Holden), сотрудница портала Politico, сообщила о том, что эти переговоры «смогли пережить Трампа». Дэмиан Райан (Damian Ryan) из организации Climate Group, которая вместе с бизнесом и регионами добивается сокращения выбросов парникового газа, заявил, что эта конференция закончилась на «осторожно оптимистической» ноте. «В значительной степени скромные цели этой конференции.. были достигнуты», — добавил он. На одном из побочных мероприятий этой Конференции было указано на недавнее возрождение интереса к водороду как к топливу. Наступление «водородной экономики» предсказывается уже в течение десятилетий, но мир к ней так и не приблизился, однако Совет по водородным технологиям (Hydrogen Council), продвигающий подобные идеи, имеет поддержку от таких тяжеловесов бизнеса как Toyota, Shell и General Motors.
Напряженность, созданная попытками Китая частично перевести свою энергетическую систему на менее загрязняющие виды топлива, была подчеркнута в большой статье, опубликованной в газете China Morning Post (она была также напечатана в газете Straits Times). В ней рассказывается о том, как по мере приближения зимы люди на севере Китая могут столкнуться с пугающей перспективой — их могут заставить сократить использование угля, тогда как газовая инфраструктура, призванная прийти на замену, еще не создана.
Тем временем в Испании правительство подготовило проект указа, по которому оно получит право предотвратить закрытие работающих на угле электростанций. Хосе Богас (José Bogas), генеральный директор компании Endesa, занимающейся предоставлением коммунальных услуг, сообщил журналистам о том, что две крупнейшие электростанции, работающие на угле, являются экономически нежизнеспособными, и их судьба будет зависеть от решения правительства. Крупнейшая в Испании коммунальная компания Iberdrola собирается закрыть две свои последние работающие на угле электростанции в этой стране.
В Австралии будущее работающих на угле электростанций тоже является предметом интенсивных дебатов. Новая угольная шахта в Квинсленде, разработку которой с прицелом на экспорт собиралась начать компания Adani Enterprises, не получит, судя по всему, финансовую поддержку от правительства штата, а без этого она, вероятно, не сможет продолжить свою работу. Лейбористская партия, выступающая против предоставления концессионного кредита для этого проекта, намерена сохранить свою власть в этом штате после намеченных на воскресенье выборов.
Тем временем Илон Маск менее чем за 100 дней смог ввести в строй в Южной Австралии крупнейшую в мире систему на основе литий-ионных батарей. Он обещал построить эту систему бесплатно, если не уложится в срок. А теперь она будет использоваться для поддержки слабой электрической сети этого штата.
И последнее. Праздник Благодарения на прошлой неделе стал поводом для обычных публикаций в средствах массовой информации на тему об ужасном трафике, а в Лос-Анджелесе в это время образовались самые большие заторы. Они послужили напоминанием о том, что этот город раньше располагал протяженной сетью трамвайных линий. Но в 1945 году они были приобретены одной фирмой при поддержке таких компаний как General Motors и Standard Oil of California. И в течение двух следующих десятилетий они были закрыты. Это весьма показательная история, которая в целях достижения комического эффекта была использована в фильме «Кто подставил кролика Роджера» (Who Framed Roger Rabbit). Однако, как подчеркивается в блоге Curbed LA, трамвайные линии к тому времени уже находились в упадке, и они, вероятно, исчезли бы в любом случае, даже без помощи General Motors и крупных нефтяных компаний.