В нынешние времена больше никто не может чувствовать себя в безопасности. Российского миллиардера и сенатора Сулеймана Керимова задержали во Франции за отмывание денег и уклонение от уплаты налогов, тогда как целый ряд состоятельных людей со всего мира были выставлены на всеобщее обозрение из-за неизлечимого пристрастия к сокрытию денег в офшорах. В России публикация «Райского досье» (плод международного расследования 96 газет, в том числе Le Monde) порадовала как минимум одного человека: 57-летнего Александра Лебедева, банкира и бывшего агента КГБ.
Вечером 26 октября в арендованном по такому случаю помещении ресторана неподалеку от московского офиса Национальной резервной корпорации бывший миллиардер провел презентацию своей последней книги «Охота на банкира». Несмотря на обильно расставленные кругом закуски, на стене были прекрасно видны фотографии 21 человека, которым была посвящена его книга: речь идет об уехавших за границу олигархах. Снимки были оформлены как объявления о розыске в кабинете у шерифа, а фотография каждого «беглеца» сопровождалась указанием «украденной» им суммы. Так, например, под портретом самого известного из них, Сергея Пугачева, красовалось число в 3 миллиарда. Этот олигарх, которого некогда называли банкиром Кремля, оказался в опале и теперь живет во Франции, получив французское гражданство. При этом он утверждает, что это его обокрали.
22 ноября Александр Лебедев сделал в Twitter отсылку к одному из прогнозов в своей во многом автобиографической книге после появления новости о задержании Керимова во Франции: «Как вариант — местный французский Абрадокс устанет на все это смотреть и превратит заигравшихся пришельцев с планеты Плюкс в кактусы».
Окружение Горбачева
Еще недавно он находился на самом верху, заняв в 2011 году 45 место среди самых состоятельных россиян по версии Forbes с капиталом в 2,1 миллиарда долларов. Фотографии из книги напоминают, что он встречался со сливками международного общества, от Маргарет Тэтчер до американского певца Элтона Джона. Тем не менее четыре года спустя у Лебедева осталось всего 400 миллионов, и он выпал из списка. Причем, его проблемы носили не только финансовый характер: обжегся он и на политике.
Он входил в окружение Михаила Горбачева, владел вместе с ним до недавнего времени «Новой газетой» (одно из немногих независимых российских изданий, которое занимает критическую позицию по отношению к власти), создал свою партию и заседал в Думе с 2004 по 2007 год. В 2012 году он представил кандидатуру главного российского оппозиционера Алексея Навального в совет директоров «Аэрофлота».
Третий колониализм
Сегодня он утверждает, что единолично начал войну против испарившихся из России миллиардов. «Я могу это себе позволить, потому что за два года мои отношения с истеблишментом "устаканились", — смеется он. — Я перестал критиковать Кремль, больше не финансирую «Новую газету», не участвую в выборах, проиграл 40 судебных процессов и отдал миллиард долларов клиентам банка». Мятежный банкир сделал целью своих нападок беглых олигархов и офшорную систему, всю ответственность за которую он возлагает на Запад. «Из Индии, России, Колумбии, Зимбабве утекли миллиарды, и эти деньги спрятаны на Западе. Я называю это третьим колониализмом. В целом, западная система не отличается от российской, в ней просто больше лицемерия». Он разочарован западной политикой и выступает за закрытие офшорных счетов, «резервуара грязных денег», которым занимаются несколько специализированных адвокатских контор, представляющих «куда большую угрозу, чем Кремль».
Он знает систему изнутри, потому что сам находится в ней вот уже 30 лет. Он познакомился с финансовыми кругами, когда работал в резидентуре в посольстве в Лондоне. Там он мог в свое удовольствие наблюдать за Сити и первыми клиентами из России. Сегодня его сын Евгений все еще руководит приобретенными британскими газетами The Independent и The Evening Standard.
Александр Лебедев, разумеется, и сам пользовался офшорными счетами. Через них он все еще владеет гостиницей в Швейцарии и девятью бразильскими самолетами на 50 мест, которые находятся в Португалии и были «задекларированы в российской налоговой службе». Сегодня же он решил заняться производством картофеля (его обеспечивает крупная компания) и гречки, а также выпускает черный хлеб, испытывая на этот счет немалую гордость. Когда вы садитесь выпить чай с Александром Лебедевым, чтобы обсудить уклонение от уплаты налогов и офшоры, он предлагает вам попробовать свежеиспеченный хлеб. Разумеется, черный.