Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Иран и Северная Корея: разные стратегии ядерного кризиса

© CC0 / Public DomainОдин из испытательных ядерных взрывов операции «Бастер-Джангл»
Один из испытательных ядерных взрывов операции «Бастер-Джангл»
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Иран избавился от военной угрозы в свой адрес за счет демонстрации собственной мощи и получения в свой арсенал ядерного оружия, однако вместе с тем запутался в санкциях. Северная Корея отказалась от любых переговоров и пошла по пути создания ядерного оружия, в результате чего и оказалась в нынешних условиях. Кажется, что метод Ирана является менее затратным.

Анализ стиля взаимодействия Северной Кореи с международным сообществом полезен для Ирана из-за того, что обе страны, с политической точки зрения, находятся в схожей ситуации и получают угрозы Америки и ее союзников по поводу возможного военного вторжения. В любом случае, Соединенные Штаты проявляют серьезную обеспокоенность в отношении ядерных и ракетных программ этих двух стран, причисляя их к «оси зла». Тем не менее за прошедшие 20 лет благодаря политическому соглашению СВПД Ирану удалось в значительной мере уверить международные круги в мирном характере своей ядерной программы, выведя себя на новую орбиту многостороннего сотрудничества. Однако Северная Корея пошла по пути создания ядерного оружия, в результате чего и оказалась в нынешних условиях. Сравнение некоторых процессов и достижений обеих стран имеет особое значение, поскольку и в той, и в другой есть силы, которые убеждены, что противоположная сторона выбрала более благоразумный путь.


В настоящей статье мы сделаем краткий анализ всего лишь военного сценария.


Начиная с 3 сентября 2017 года, когда Северная Корея провела испытания своей шестой атомной бомбы, политические обозреватели стали рассуждать о том, что военный сценарий снят с повестки дня в решении кризиса отношений США и Северной Кореи. Данный вопрос прокомментировал зампредседателя Центрального Комитета Трудовой партии КНДР, заявив: «В мире сформировалась новая политическая структура, одной из составляющих которой является Северная Корея».

 

Страны, которые стремятся получить в свой арсенал ядерное оружие, прежде всего озабочены поддержанием собственной безопасности в отношении возможных нападений, а также участием в «глобальном управлении». Разумеется, эти цели не всегда удается воплотить. К примеру, Пакистан, располагающий атомной бомбой, не имеет ровно никакого потенциала для влияния на мировые и даже региональные процессы. Это оружие лишь дает ему возможность балансировать в отношениях с Индией. Ядерный Китай, реализовав собственное экономическое развитие в результате изменения внутриполитических ориентиров, тоже не смог предложить миру ничего нового. Экономический рост Китая никак не был связан с наличием у него ядерной бомбы, хотя в настоящее время этот факт позволяет ему сдерживать мощь Соединенных Штатов.


Резолюция № 2375 Совета Безопасности ООН от 11 сентября 2017 года была единогласно принята с целью введения еще больших нефтяных санкций и, по словам постпреда США при ООН Никки Хейли, уничтожения трети северокорейской экономики. Напомним, что начиная с 2006 года, когда Северная Корея провела свои первые ядерные испытания, Совет Безопасности ООН единогласно принял против этой страны уже девять резолюций. Руководство КНДР отклонило каждую из них, заявив, что удвоит свои усилия в данном направлении. Помимо ядерных испытаний, на сегодняшний момент Северная Корея провела 17 пусков баллистических ракет, последнее из которых произошло 15 сентября нынешнего года. Эти испытания свидетельствуют о намерениях КНДР применить ядерную бомбу, в связи с чем можно с уверенностью заключить, что Пхеньян сумел приблизить к конечным результатам атомный взрыв из ракетных боеголовок. По словам зампредседателя ЦК Трудовой партии, КНДР вошла в «ядерный клуб» и сумела навсегда нейтрализовать угрозу военной агрессии.


В настоящий момент, кроме Китая и России, которые с самого начала выступали за «политическое решение» северокорейского кризиса — хотя и непонятно, что под этим подразумевается — лидеры других стран Восточной Азии тоже уже не говорят о военном сценарии. Премьер-министр Японии Синдзо Абэ, наблюдавший из своей страны вторые испытания северокорейских баллистических ракет 15 сентября, призывает к немедленным переговорам для политического решения кризиса. Только президент США Дональд Трамп продолжает использовать свою специфическую риторику, которую мало кто оценивает по достоинству, и все так же рассуждает о войне.


Начиная с 2003 года, ядерная программа Ирана находится под пристальным контролем со стороны ООН. Данный процесс создал для Исламской Республики массу проблем, поскольку санкции отчасти повлияли сначала на ее политические, а потом и экономические отношения с внешним миром. Тем не менее за все эти годы Ирану удалось в десятки раз увеличить не только собственный ядерный потенциал, включая обогащение урана, но и ракетную мощь. В целях освещения своей ядерной программы Иран начал переговоры сначала с Европой, а потом и с другими членами Совета Безопасности ООН, а с 2012 года эти консультации стали еще более интенсивными. До 2015 года СБ ООН издал десять резолюций касательно ядерной программы Ирана. Последней из них стала нынешняя резолюция № 2231, которая стала результатом консультаций Ирана с группой «5+1», особенно с некоторыми представителями правящих кругов США. Этот документ аннулировал предыдущие резолюции Совета Безопасности против Ирана и постановил отменить санкции ООН против этой страны. Таким образом, выйдя из санкционной «изоляции», Иран вновь очутился на «международной арене». С повестки дня был снят вариант начала Соединенными Штатами и их союзниками военных действий против Ирана, однако со сменой американского правительства в очередной раз активизировались призывы к смене политического режима в Иране и военному нападению на эту страну, так что внешнеполитическое ведомство Исламской Республики вновь столкнулось с новым кризисом. С точки зрения его окончательного преодоления, вряд ли можно дать высокую оценку результату ядерных переговоров, однако относительных экономических послаблений добиться все-таки удалось.


Важным стратегическим моментом для иранских идеологов является сравнительный анализ двух подходов, которые реализуют Северная Корея и Иран. Обе страны имеют принципиальные расхождения с Америкой и кажется весьма сомнительным, что вражда США с правящими в них режимами когда-нибудь сойдет на нет.

 

​Реально большой мяч для маленького ребенка

 

Одна из этих стран избавилась от военной угрозы в свой адрес за счет демонстрации собственной мощи и получения в свой арсенал ядерного оружия, однако вместе с тем запуталась в санкциях, так что делать вывод о преимуществах подобного подхода пока еще слишком рано. К примеру, Советский Союз, имевший ядреное оружие, распался по причине социально-экономических проблем, а не внешнего вторжения. Власти Северной Кореи тоже сталкиваются с подобными проблемами в своей стране. В то же время Иран, обвиняемый в попытках получить ядерное оружие, начал переговоры и добился отмены некоторых введенных против него санкций. С социально-экономической точки зрения, Иран вообще не сопоставим с КНДР, ведь в Исламской Республике уровень жизни населения гораздо выше, у северокорейских граждан, однако до сих пор угроза войны стоит для этой страны весьма остро.


В любом случае Иран и Северная Корея в качестве суверенных государств, не принимающих иерархический порядок власти в существующем мире, продолжают бороться за свое существование и несут связанные с этим расходы. Вместе с тем создается впечатление, что метод Ирана является менее затратным.