Критикующая Кремль интернет-газета Александра Гольца была блокирована российскими властями в тот же день, когда Путин объявил об аннексии Крыма.
Российский журналист и обозреватель много лет активно критиковал Путина и политику Кремля и поплатился за это.
«Все становится только хуже», — говорит Гольц.
«В информационной войне, которая сейчас бушует, больше нет четкой границы между войной и миром. Войны ведутся постоянно».
«Печаль и отчаяние»
Константин Эггерт — ведущий на независимом телеканале «Дождь» (TV Rain), пострадавшем очень жестоко, когда Путин затянул петлю на "шее" СМИ. В 1998-2009 он работал в Москве на Би-би-си.
«На Би-би-си меня научили тому, что мы всегда должны представлять с двух сторон то, о чем рассказываем. Поэтому то, что сейчас происходит — особенно в американских СМИ — очень печальное зрелище, оно просто приводит в отчаяние», — считает Эггерт.
Он полагает, что крупные либеральные СМИ в США подверглись влиянию тех же методов, которые в течение длительного времени используют протрамповские СМИ — такие, как Breitbart и Fox.
«Противоположная сторона не уважается совершенно, нет даже попытки понять мнение других. Те из нас, кто по-прежнему работает в свободных, негосударственных СМИ в России, знают, что это значит — потерять принципы. У нас достаточно коллег, продавших душу государственным российским СМИ и занимающихся пропагандой, чтобы заработать на несколько рублей больше», — говорит Эггерт.
«С нас хватит»
«Кризис доверия между западными СМИ и нами, „бедными русскими провинциалами", неизбежно повлияет на общественность в нашей стране», — предупреждает критик Кремля Олег Кашин в газете Republik.
Он считает, что тот образ путинской России, который (особенно) американские СМИ рисуют в течение последних 18 месяцев, является настолько искаженным, что даже самые рьяные и антипутински настроенные читатели в России шокированы.
«Это абсурд. Идиотизм. Коллективный психоз», — написал оппозиционный политик Леонид Волков в Facebook в ноябре. Он является руководителем штаба политика-оппозиционера Алексея Навального, которого путинский аппарат власти травит ежедневно.
Волков считает, что Путину только лучше от того, что его изображают самым могущественным и хитроумным мировым лидером, хотя Кремлем руководят многие старые кагэбэшники, мало смыслящие в компьютерных технологиях.
«Нам этот имидж наносит большой вред. Путин — вовсе не какой-то гений геополитики», — заявил Волков в беседе с NYT.
«Возможно, нам особо и нечего сказать»
«Меня просто шокирует то, что я читаю о России на Западе», — говорит Екатерина Шуман (так в оригинале — прим. ред.), доцент кафедры политологии и независимый обозреватель. Она каждую неделю выступает с критическими обзорами на радиостанции «Эхо Москвы» и называет режим Путина авторитарным «гибридным режимом».
«Для меня все изменилось во время президентской кампании в прошлом году. Мы, наученные смотреть на такие газеты, как New York Times, как на столп демократии, увидели, как они становятся все более политизированными, эмоциональными, как мало они стали анализировать то, что происходит».
Они считают, что Запад делает Путина могущественнее, чем он есть на самом деле
Российских противников Путина — и либералов, и независимых критиков того, что происходит в стране — больше всего заставили изменить позицию обвинения в том, что это Путин решил исход американских президентских выборов благодаря кампаниям с использованием троллей и хакеров и покупке рекламы в социальных сетях Facebook и Twitter.
• Такие критики Путина, как Волков и Кашин, считают «чушью» заявления о том, что победа Трампа, якобы, состоялась благодаря объявлениям Кремля на Facebook на сумму меньше миллиона крон.
• У большинства россиян нет никаких иллюзий по поводу утверждений, что поддерживаемые Кремлем хакеры взломали электронную почту демократов. Но в Кремле никто не думал, что Клинтон проиграет Трампу.
• Многие отдельные истории, раздутые американскими СМИ, — например, покупка акций Twitter и Facebook Юрием Мильнером — в Москве вызывают смех.
• Активное использование анонимных «разведывательных источников» и изображение проблемой любой контакт с русскими напоминает критикам Кремля то, чему они сами годами подвергаются со стороны пропагандистских каналов Кремля.
Журналистов клеймят как иностранных агентов
На прошлой неделе Путин подписал новый закон, который делает возможным в следующем году отнести некоторые западные СМИ к разряду иностранных агентов.
Это ответ Кремля на требование американских властей, чтобы Russia Today была зарегистрирована в США как «иностранный агент».
«Пока еще совершенно непонятно, к чему это приведет», — говорит Шуман.
«Подозреваю, что Кремль пытается сделать что-то, что наделает много шума, но особых последствий на практике иметь не будет».
«В черно-белом мире жить легче»
Российский политолог и критик Кремля Дмитрий Орешкин считает, что реакция (читающей публики) говорит о том, что либеральная публика в России тоже настроена националистически.
Он обращает внимание на то, что цель пропагандистской войны — создать ощущение, что все лгут, что верить больше уже нечему.
«Ситуация в западных СМИ, несмотря ни на что, не может сравниться с Россией, где мы живем в совершенно искусственном, поделенном надвое мире. Пройдет много лет, прежде чем большинство русских поймут, что живут во лжи», — говорит Орешкин в разговоре с Aftenposten.
«Во всем обвиняют Запад, а нам во все большем количестве СМИ постоянно предлагают совершенно параноидальный взгляд на мир. Сейчас они пытаются оправдать себя тем, что СМИ на Западе тоже лгут», — говорит Орешкин.
«Крайняя политизация американских СМИ понятна, когда мы наблюдаем тот политический кризис, к которому в США привела победа Трампа. Но очень грустно, что даже самые влиятельные и уважаемые СМИ в США тоже, похоже, предпочитают жить в черно-белом мире».
Пер Андерс Юхансен (Per Anders Johansen) — корреспондент Aftenposten в Москве