Прошло больше недели с момента потери связи с экипажем подлодки военно-морских сил Аргентины «Сан-Хуан». Подводный корабль с 44 членами экипажа на борту пропал без вести по дороге на военно-морскую базу «Мар-дель-Плата». ВМС Аргентины при поддержке авиации развернули беспрецедентную в истории страны поисковую операцию. Схожие по масштабу поиски истории известны. В 2000-м году российские военные искали затонувший в Баренцевом море атомный подводный крейсер «Курск». В 1968-м году, не подав сигнала бедствия, бесследно исчезла советская подводная лодка «К-129». СССР бросил огромные силы на поиски лодки, но ее так и не удалось обнаружить.
Подводные лодки пропадали при странных обстоятельствах не только в СССР и США. В истории испанского подводного флота тоже есть загадочная история исчезновения субмарины. Речь идет о подлодке «B-5». В 1936 году субмарина республиканцев с 37 членами экипажа на борту пропала без вести у берегов Малаги. По сей день точная причина катастрофы неизвестна. Существует несколько версий ее гибели. По одной из самых распространенных, подлодку потопил гидросамолет франкистов. Субмарину мог пустить на дно и собственный командир — сторонник мятежников, чтобы она не осталась в руках республиканцев.
1. «Курск». Обреченный колосс
Технологии, которые легли в основу создания «К-141 "Курск"», начали разрабатываться сразу после Второй мировой войны. После разгрома фашистской Германии многие немецкие ученые пытались спастись, продавая секретные технологии Третьего рейха недавним заклятым врагам.
Так, Вернер Фон Браун (Wernher von Braun) (руководитель германского проекта по созданию баллистических ракет ФАУ-2 и автор проекта ракеты, доставившей человека на луну) перебрался в США. А Советский Союз сделал ставку на инженеров, способных модернизировать устаревший советский подводный флот. Среди специалистов, работавших на СССР, был знаменитый инженер Гельмут Вальтер (Hellmuth Walter).
Сотрудничество с немецкими специалистами не принесло СССР ожидаемого результата. Однако Советский Союз продемонстрировал готовность к схватке с США за господство на море.
В условиях холодной войны и начавшейся гонки вооружений США и СССР сочли перспективной идею создания атомных подводных лодок. «Атомная подводная лодке не нуждалась в атмосферном воздухе и дозаправке, поэтому длительное время могла находиться под водой», — пишет Виктор Сан Хуан (Victor San Juan) в книге «Титаник и другие крупные катастрофы» («Titanic y otros grandes naufragios»). Эти бесшумные убийцы были «под завязку» набиты баллистическими ракетами и представляли смертельную угрозу для жизни самого экипажа.

Вскоре СССР создал новую подводную лодку, в которой были использованы разработки нацистских инженеров и передовые достижения атомной физики. Основной целью советского командования было противостояние мифическим американским авианосцам.
«Была создана подводная лодка, способная атаковать и разрушить авианосец. В отличие от предыдущих проектов новая субмарина была оснащена специальными баллистическими ракетами. В отличие от торпед, которые можно использовать только в ближнем бою, эти баллистические ракеты были созданы специально для борьбы с авианосцами с безопасного расстояния.
Так появилась подлодка «К-141» («Курск»). Пресса той эпохи окрестила эту лодку «жемчужиной царской короны». Это было преувеличением. «Курск», относящийся к классу «Oskar» (классификация НАТО), уступает по размерам подлодкам класса «Typhoon» (классификация НАТО). Он менее современный, чем лодки класса «Akula» (классификация НАТО).
Однако, как считает Сан Хуан, эта гигантская подводная лодка на момент катастрофы была сравнительно новой (построена в 1992-1994 годах), очень быстрой (надводная скорость 30 узлов, подводная — 32), прочной, как камень (толщина корпуса 8,5 мм). Она была вооружена «24 пусковыми установками различного типа и четырьмя торпедными аппаратами». Это был настоящий подводный склад, доверху забитый взрывчаткой.
«Подлодка "Курск" считалась гордостью российского флота. Она была оснащена двумя ядерными реакторами. Ее длина составляла 150 метров. Высота сравнима с шестиэтажным зданием. По размерам она почти в два раза превосходит реактивный лайнер», — рассказывает National Geographic в своем документальном фильме «Кошмар атомной подлодки "Курск"».
Катастрофа
10 августа 2000 года «Курск» вышел в море под командованием капитана 1-го ранга Лячина (одного из самых опытных командиров флота) для выполнения учебно-боевого задания совместно с другими подводными лодками.
Согласно приказу «Курск» должен был условно атаковать «вражескую» эскадру, которую изображали несколько кораблей ВМФ России. Главной условной целью был флагман Северного флота атомный крейсер «Пётр Великий».
12 августа ничто не предвещало беды. Накануне «Курск» уже выпустил по условной цели учебную ракету «Гранит». Пуск прошел в штатном режиме.
Около полудня ситуация резко изменилась. В 11:27, когда подлодка должна была провести учебную стрельбу торпедами по отряду боевых кораблей предполагаемого противника, чудовищный по силе взрыв сотряс носовой отсек лодки.
«Люк в торпедный отсек был открыт, и взрывной волной убило всех, кто находился в 1 и 2 отсеках», — рассказывает Сан Хуан в своей книге. Капитан отдал приказ на срочное всплытие, но ему уже никто не ответил.
У российского колосса был шанс пережить взрыв, но на него обрушился новый удар. «Примерно две минуты спустя произошел еще более мощный взрыв, который привел к разруш