Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Президент Трамп превратил в главный и руководящий принцип отказ от наследия своего предшественника, за исключением одного вопроса: Сирии. Подобно президенту Обаме Трамп в своей политике действует исключительно против «Исламского государства», предоставив Ирану и России свободу действий и возможность диктовать условия в этой стране. Добром это не закончится.

Президент Трамп превратил в главный и руководящий принцип отказ от наследия своего предшественника, за исключением одного вопроса: Сирии. Подобно президенту Обаме Трамп в своей политике действует исключительно против «Исламского государства» (запрещенная в России организация — прим. пер.), предоставив Ирану и России свободу действий и возможность диктовать условия в этой стране. Добром это не закончится.


Очевидно, Трамп считает, что оптимальное решение проблемы заключается в сотрудничестве с русскими. Находясь 7 июля в Германии, Трамп и Владимир Путин объявили о прекращении огня на юго-западе Сирии. 11 ноября во Вьетнаме они выступили с совместным заявлением, в котором подтвердили «важность зон деэскалации», назвав это «промежуточным шагом к ослаблению боевых действий в Сирии, к реализации соглашений о прекращении огня, к обеспечению беспрепятственного доступа гуманитарной помощи и к созданию условий для окончательного политического урегулирования конфликта». По их словам, это окончательное политическое урегулирование должно соответствовать тем руководящим принципам, которые изложены в резолюции 2254 Совета Безопасности ООН.


На первый взгляд, все это звучит прекрасно. Принятая в декабре 2015 года резолюция устанавливает график прекращения огня, сроки принятия новой конституции и создания переходного правительства. Однако Башар Асад, воспользовавшись тактикой осад и голода, мешает доставке гуманитарной помощи своему собственному народу. Это, а также бочковые бомбы и политический обструкционизм препятствуют достижение целей, указанных в резолюции. А русские и иранцы помогают ему в этом.


В ноябре 2015 года госсекретарь США Джон Керри заключил с российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым соглашение по Сирии. Согласованные ими принципы были включены через месяц в резолюцию 2254. Позднее Керри договорился с русскими о создании совместного оперативного центра для налаживания взаимодействия при проведении ударов в Сирии. Однако российское наступление на Алеппо в 2016 году воспрепятствовало реализации этого решения.


Русские не выполнили свои обязательства, из-за чего недовольный Керри заявил, что Москве и ее союзникам необходимо решить, насколько серьезно они относятся к осуществлению резолюции Совета Безопасности ООН.


Россия своими действиями доказала, что это отношение несерьезное. Администрация Трампа может думать, что на сей раз все будет по-другому, потому что зона деэскалации на юго-западе Сирии приносит свои результаты. Администрация явно надеется расширить зону деэскалации и добиться дипломатического решения. Как объяснил в ноябре министр обороны Джим Мэттис, США могут заняться демилитаризацией этой страны район за районом, делая это до тех пор, пока не будет найдено дипломатическое решение, указывающее путь для продвижения вперед. Было бы хорошо, если бы такой подход сработал. Однако многие обстоятельства говорят об обратном.


Возьмем в качестве примера зоны деэскалации. Та, что была создана на юго-западе Сирии, сохраняется, но только благодаря тому, что режим Асада и его иранские союзники обрели свободу действий и получили возможность для проведения безжалостного наступления на другие так называемые зоны деэскалации. В одной такой зоне, находящейся в Восточной Гуте неподалеку от Дамаска, сирийский режим наносит авиаудары бомбами с кассетными боевыми элементами. Дипломат из ООН Ян Эгеланд (Jan Egeland) говорит о масштабных потерях среди гражданского населения и заявляет, что в этой зоне деэскалации «налицо лишь эскалация». В другой зоне, где находится поселок Атариб, недавно был нанесен бомбовый удар, в результате которого погибли более 50 гражданских лиц. Когда режим восстановит контроль над этими районами, он наверняка переключит свое внимание на юго-запад Сирии.


Серьезную тревогу вызывает еще один момент. На следующий день после публикации совместного президентского заявления в ноябре месяце Лавров сказал, что требование о выводе иностранных войск, включенное в подписанный недавно меморандум между США, Россией и Иорданией, «не распространяется на иранские и проиранские силы». Иран также создает в Сирии фронт против Израиля, несмотря на разговоры о буферной зоне. При этом нет никаких признаков российского сопротивления этим действиям. Во время недавней поездки на Голанские высоты один командир из израильской армии показал мне командный пункт отрядов КУДС и «Хезболлы», находящийся на холме менее чем в шести километрах. Здесь конфликт ждет своего часа, чтобы взорваться с полной силой.


Очень мало шансов на то, что русские добросовестно выполнят условия мирного соглашения, поскольку они не несут никаких издержек от его несоблюдения. Администрация Трампа может изменить расчеты Путина, придав больше убедительности дипломатическому процессу. Для этого ей нужно спокойно и тихо сказать, что если русские не прекратят экспансию Асада и шиитов в зонах деэскалации, это за них сделают Соединенные Штаты.


Направлять туда войска не потребуется. У США в этом регионе уже имеется авиационная группировка, намного превышающая силы русских, которые защищают Асада, и которые изменили баланс сил в Сирии. Путин знает об этом. Он хочет, чтобы будущее Сирии определяла Россия, а не Соединенные Штаты. Если в этом есть какие-то сомнения, задумайтесь о том, насколько активно в последние недели Путин проводит переговоры с Асадом, а также с руководителями Ирана и Турции. Джон Керри в итоге понял, что одними словами невозможно заставить Путина изменить свое поведение в Сирии. Время покажет, усвоила ли этот урок администрация Трампа.


Деннис Росс занимал высокие должности в аппарате национальной безопасности при нескольких американских администрациях. Сегодня он работает консультантом в аналитическом Вашингтонском институте (Washington Institute).