Перед новым 2012 годом температура в Якутске опустилась до минус 45 градусов. Якутск — это столица далекой таежной провинции, находящейся в пяти тысячах километров от Москвы. Именно в этот момент Арсен Томский начал кампанию протеста против таксомоторных фирм, увеличивших цены на 150%.
Его идея была проста: пусть сами пользователи предлагают цену за поездку, а затем торгуются с водителями. Ведь это будет способствовать конкуренции. Прошло шесть лет, и его мобильный сервис пассажирских перевозок InDriver занял шестое место в России, продемонстрировав силу и способности местных фирм, вынудивших Uber уступить контроль над этим бизнесом в стране.
«Так мы начали — выступив против диктата, когда все были вынуждены платить 150, — говорит Томский. — Сейчас мы боремся против диктата повсюду, невзирая на крупные компании типа Яндекса и Uber».
Однако InDriver, как и Uber, сталкивается с немалыми проблемами, поскольку российский эквивалент Google Яндекс набирает силу на рынке пассажирских перевозок. Uber решил объединить усилия с Яндексом, продав свой сервис, в который он вложил 170 миллионов долларов и создав совместное предприятие с российским поисковиком, в котором он получил миноритарный пакет.
Однако Томский уверен, что в этом укрупняющемся секторе еще есть место для новых игроков. Совместное предприятие Яндекс/Uber, начав в будущем году свою работу, будет контролировать всего 10-12% от общего рынка услуг такси.
«Яндекс уже является доминирующим игроком благодаря своим размерам, картам и навигационным возможностям, и он будет расти вместе с рынком. Что произойдет с игроками помельче? Это будет зависеть от их размера и возможностей по распространению услуг», — говорит аналитик BCS Global Prime Митч Митчелл (Mitch Mitchell).
Большинство россиян по-прежнему предпочитают заказывать такси по телефону. Этим летом агрегаторы «Сатурн» и RuTaxi, работающие на сотни таксомоторных компаний по всей стране, объединились и создали самую крупную в России фирму такси Fasten. Это слияние стало причиной проверок со стороны российской антимонопольной службы, о которых было объявлено в прошлом месяце.
В октябре Fasten осуществила 35 миллионов вызовов в 120 городах, о чем рассказывает партнер московской управляющей компании ОФГ Артур Акопян. ОФГ является крупнейшим акционером Fasten. У этой компании в России 300 тысяч водителей, в то время как у совместного предприятия Яндекс/Uber их 280 тысяч, и они работают в восьми странах.
Тем не менее, отмечает Акопян, 70% заказов Fasten получает по телефону.
В попытке проникнуть на рынок интернет-приложений Fasten старается скопировать бизнес-модель Яндекса.
До создания совместного предприятия с Uber Яндекс стал узнаваемым брендом как главная система интернет-поиска в России. У этой компании появились собственные карты и системы навигации, и она сумела подорвать позиции своих американских конкурентов в ходе ценовой войны, которая приносила одни потери. Хотя количество заказов на «Яндекс.Такси» в прошлом квартале увеличилось на 360% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, а доходы почти удвоились, составив 1,2 миллиарда рублей (20,4 миллиона долларов), за этот период ее прибыль до уплаты налогов, процентов, износа и амортизации снизилась на 3,17 миллиарда рублей.
Fasten начала тратить около одного миллиона долларов в месяц на субсидируемые поездки, и за прошлый квартал ее выручка составила 1,7 миллиарда долларов.
«Наверное, мы пару лет будем работать в красной зоне, чтобы создать угрозу их доле рынка», — говорит Акопян. Однако он также рассчитывает на рост цен. «Размер комиссии запредельный. Водители в регионах не могут свести концы с концами», — отмечает бизнесмен.
Готовясь к борьбе за клиентов, Fasten проводит переговоры с главным конкурентом Яндекса в интернете компанией Mail.ru по поводу соглашения о финансировании. Если оно будет заключено, эта интернет-фирма получит долю в 10-20%, о чем говорят люди, знакомые с содержанием переговоров.
«Такому игроку как Fasten нужен партнер, занимающийся продвижением услуг», — отмечает Митчелл, указывая на приложение заказа еды Delivery Club, которое, когда его приобрела Mail.ru, стало претендовать на 90-процентную долю рынка.
Однако Томский считает, что у небольших фирм тоже есть благоприятные возможности. Пока он занимается развитием InDriver и отказывается от инвестиционных предложений. Он также ответил отказом на предложение Mail.ru, о чем сообщили люди, знакомые с ходом переговоров.
На сегодня он потратил на приложение пять миллионов долларов собственных средств, которые получил, развивая крупнейшую в Якутии интернет-компанию. Это лишь малая доля того, что тратят конкуренты (месячные субсидии Яндекса на убыточные поездки составляют гораздо больше). Но приложение InDriver было скачано семь миллионов раз, и оно принимает 200 тысяч заказов ежедневно.
По словам Томского, главное в этом деле — свести к минимуму издержки. 160 водителей InDriver по-прежнему работают главным образом в Якутске, где стоимость жизни намного ниже, чем в Москве. В отличие от Яндекса и Fasten, которые по сути дела являются организаторами и диспетчерами поездок сотен компаний такси, InDriver работает только с индивидуальными водителями-частниками, а проверка их анкетных данных осуществляется из Якутска.
Томский говорит, что он приобрел опыт работы в таких местах? как село Чурапча с населением 10 тысяч человек, которое расположено в 200 километрах к востоку от Якутска. Там плохие дороги, слабый интернет и нет никаких карт. Но через InDriver там заказывают две тысячи поездок в день, и поэтому Томский готов справляться с трудными вызовами. «Я чувствую себя как японский ниндзя, в то время как другие сидят и нагуливают жир, попивая смузи», — говорит он.