Джефф Безос (Jeff Bezos) является самым богатым человеком в мире. Недавно состояние этого основателя компании Amazon преодолело отметку в 100 миллиардов долларов. В последние годы деятельность его интернет-концерна постоянно расширялась.
Амазонизация — уже давно это слово стало пугающим для многих предприятий, а могущество его создателя увеличивается вместе с ростом его богатства. Однако реальное имущество Джеффа Безоса уже давно нельзя назвать таким большим, как можно подумать, учитывая астрономическую сумму в 100 миллиардов долларов.
Власть денег определяется в конечном итоге тем, какое количество богатства содержится в экономике страны в целом. Соединенные Штаты, то есть та страна, в которой Безос сделал свое состояние, обладает гигантской экономикой.
По сравнению с размерами американской экономики даже все миллиарды основателя компании Amazon выглядят скромно. Богатство этого 53-летнего предпринимателя составляет лишь около 0,5% суммы всех товаров и услуг, которые производятся в течение года в Соединенных Штатах.
Основатель компании Microsoft Билл Гейтс со своими 89 миллиардами, а также легенда среди инвесторов Уоррен Баффетт с 79 миллиардами долларов составляют лишь незначительную часть совокупных американских экономических показателей. И ничего не меняется, если к этому присоединить тех людей, которые занимают четвертое и пятое место в списке богатейших людей Америки — главу компании Facebook Марка Цукерберга (75 миллиардов) и основателя фирмы Oracle Ларри Эллисона (54 миллиарда).
Пять самых богатых людей Америки вместе обладают значительным состоянием, оцениваемым в 394 миллиарда долларов, но и это составляет не более 2,1% валового национального продукта. Поэтому нет оснований говорить о том, что в Америке происходит нездоровое сосредоточение собственности. Тогда как в других странах ситуация, естественно, другая.
В некоторых странах пять самых богатых людей имеют так много денег, что на них они могут купить четверть или даже треть всех товаров и услуг, производимых в стране в целом. В этих государствах сверхбогатые люди обладают значительно большим влиянием, чем в Америке. Их состояние превращается во власть — экономическую, а часто и политическую.
Настоящие списки богатых людей демонстрируют такого рода влияние: они определяют величину состояния относительно общих экономических показателей. Редакция газеты Welt составила такой список на основе данных финансовой службы Bloomberg. В нем представлена не только информация об относительной величине состояний. С его помощью можно сделать выводы о том обществе, к которому принадлежат богатые люди и на которое они оказывают влияние.
Соответствующая концентрация состояния показывает, в какой степени «олигархи» оказывают влияние на экономику. На ее основе можно даже сделать вывод относительно степени олигархизации каждой конкретной страны. Чем большее количество богатства имеют в своих руках пять человек, тем выше опасность того, что они могут получить слишком большое влияние в государстве и в обществе.
Именно так и определяется понятие «олигархия» (власть немногих) — небольшая группа людей получает возможность дергать за веревочки и при этом, как правило, накапливает огромное состояние.
В небольших государствах степень олигархизации, обычно, более значительная. Самая высокая ее степень отмечается в двух бывших британских колониях — в Гонконге и на Кипре. В китайском городе-государстве состояние пяти самых богатых людей составляет 33% от его совокупных экономических показателей.
Более экстремальная концентрация богатства существует сегодня только на Кипре. Там один-единственный человек, Джон Фредриксен (John Fredriksen) обладает состоянием, размеры которого превышают 52% ВВП. Этот сделавший себя сам человек из Норвегии, принявший в 2006 году по налоговым соображениям гражданство Кипра, обладает активами, стоимость которых составляет более 10 миллиардов долларов.
Он является судовладельцем, а также занимается нефтяным бизнесом. Фредриксен — не единственный богатый человек на этом средиземноморском острове. Состояние следующих по списку четверых жителей Кипра составляет 28% ВВП страны.
Неожиданно высокая концентрация капитала наблюдается в государствах Северной Европы, которые, по сути, выступают за социальное равенство. В Дании коэффициент олигархизации равняется 11, а в Швеции — даже 19.
Это объясняется не только тем, что владелец компании IKEA Ингвар Кампрад (Ingvar Kamprad) является одним из самых богатых людей Европы. Состояние этого 81-летнего шведа оценивается в 48 миллиардов долларов — это почти 10% ВВП Швеции. И другие жители этой страны накопили огромные богатства — например, крупный акционер компании H&M Стефан Перссон (Stefan Persson).
Несмотря на подобную концентрацию капитала, скандинавские страны не принято считать плутократиями, в которых правят только деньги. Судя по всему, это связано с продолжительной традицией в области гражданского общества и рыночной экономики. Иначе выглядит ситуация в тех странах, где капитализм был введен лишь недавно, прежде всего в странах бывшего восточного блока.
Так, например, в Чешской Республике коэффициент олигархии составляет 12%. Один из сверхбогатых людей этой страны недавно вместе с основанным им самим популистским движением получил большинство в Парламенте — речь идет об Андрее Бабише (Andrej Babiš). Хотя его состояние составляет «всего» 4,1 миллиарда долларов, эта сумма превышает 2,1% совокупных экономических показателей Чехии.
В сравнении с этим монетарное воздействие президента Соединенных Штатов Дональда Трампа выглядит исключительно скромно. Компания Bloomberg оценивает его состояние в 2,9 миллиарда долларов, и таким образом доля «этого Дональда» в американской экономике составляет лишь жалкие 0,016%.
Бабиш, кстати, не является самым богатым чехом. Впереди него в списке богатейших людей находится финансовый инвестор Петр Келлнер (Petr Kellner). Его состояние в 12,3 миллиарда долларов соответствует 6,3% ежегодных совокупных экономических показателей его родной страны.
Как и некоторые русские олигархи, их чешские коллеги получили выгоду в результате падения Берлинской стены. Благодаря хорошим связям в области политики они в ходе приватизации смогли получить филейные куски местной экономики.
Бабиш является примером того, каким образом экономическое благосостояние можно превратить в политическую власть. В 2011 году он основал движение ANO, своего рода объединение всех разгневанных граждан Чехии.
В России, на родине олигархии, концентрация богатства является весьма значительной. Состояние пяти самых богатых россиян составляет почти 7% от совокупных экономических показателей этой страны. На первый взгляд это может показаться незначительной долей, однако для такой большой экономики это необычно высокие значения. И в данном случае это означает, что богатство до 1990-го года распределялось примерно одинаково, а затем в течение нескольких лет оно было аккумулировано отдельными людьми.
Сегодня Россия и Чехия демонстрируют экономические теневые стороны экстремальной концентрации богатства, хотя и происходит это различными способами. Характерной ее чертой является тенденция, ведущая к формированию так называемого кумовского капитализма, при котором небольшая группа богатых людей использует собственное влияние для защиты своих привилегий.
Новичков в области экономики такие группы оттесняют за задний план или вообще лишают всяческих перспектив. От этого страдает экономическая динамика и способность в области инноваций. Не случайно Чехия после отделения оказалась позади Словакии, коэффициент олигархии которой не превышает 1,3.
Россия со своей системой сверхбогатых людей тоже выглядит не особенно привлекательно. У этой страны за спиной три десятилетия снижения показателей. Да и сравнение с Китаем оказывается не очень приятным для Кремля.
В Китайской Народной Республике, несмотря на официальный статус коммунистической страны, немало миллиардеров и мультимиллионеров. Однако самый богатый человек этой страны Джек Ма со своими 48 миллиардами долларов имеет олигархический коэффициент 0,4. Тогда как этот показатель у самого богатого русского Алексея Мордашова составляет 1,5.
Что касается другой противоположной части земного шара, то там особое место занимает нефтедобывающая страна Колумбия, в которой этот коэффициент составляет 12,5%, а также Мексика (10%). Самый богатый человек этой страны Карлос Слим (телекоммуникационный барон, занимавший ранее первое место в списке богатейших людей мира) имеет показатель 6,1% по отношению к общему объему экономики своей страны. В Мексике в следующем году будут проходить выборы, и в этой стране к власти может прийти популист.
Столь значительная концентрация богатства, как это происходит в Латинской Америке, в Европе встречается редко. Среди стран с крупными экономиками обращает на себя внимание Франция. Эта страна демонстрирует такую же степень концентрации капитала, как и Россия, а именно 6,7%.
В этой второй по величине экономике еврозоны семья основателя крупного люксового бренда L’Oréal смогла накопить сказочные богатства, несмотря на все войны и политические перемены. Нередко основы такого богатства закладывались еще во времена Наполеона.
В отличие от этого, Германия почти не подвержена влиянию олигархов. Хотя и в нашей стране существуют большие семейные состояния. Так, например, состояние Дитера Шварца (Dieter Schwarz) составляет примерно 22,9 миллиарда долларов. Но даже владелец компаний Lidl и Kaufland имеет коэффициент 0,66%. Тем не менее Шварц является более крупным «олигархом», чем Джефф Безос в Соединенных Штатах. Но только на основании чисто математического подсчета.