ОДКБ, как показывает опыт, в своих заявлениях по карабахскому конфликту всегда либо реагирует очень поздно, либо выступает с нейтральными оценками. Об этом говорится в статье эксперта «Объединения информированных граждан» Ваге Гукасяна.
Первого декабря в Минске лидеры стран ОДКБ приняли участие на заседании Совета коллективной безопасности ОДКБ, во время которого было принято заявление о поддержке усилий Минской группы ОБСЕ по урегулированию карабахского конфликта.
Что говорят?
В заявлении, в частности, говорится, что подтверждая необходимость исключительно мирного решения нагорно-карабахской проблемы, ОДКБ выражает поддержку «усилиям стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ по урегулированию конфликта на основе норм и принципов международного права, положений Устава ООН, а также Хельсинкского Заключительного акта, в частности, касающихся неприменения силы или угрозы применения силы, территориальной целостности и права народов на самоопределение».
В заявлении также отмечается, что ОДКБ выступает за реализацию договоренностей, достигнутых в 2016-2017 годах в Вене, Санкт-Петербурге и Женеве в рамках саммитов по вопросу нагорно-карабахской проблемы и не допускающих обострения ситуации, предполагающих соблюдение режима прекращения огня, направленных на принятие дополнительных мер по снижению напряженности в зоне конфликта и интенсификации переговорного процесса.
Что не так?
Конечно, заявление ОДКБ было бы довольно логичным и конструктивным, если, конечно, ОДКБ была бы случайной международной организацией.
ОДКБ, однако, как показывает опыт, в своих заявлениях о карабахском конфликте постоянно либо запаздывает, либо выступает с с чрезмерно нейтральными формулировками.
Например, на диверсионное нападение Азербайджанских ВС в Тавушской области Армении в конце декабря прошлого года организация отреагировала только несколько дней спустя — в январе. При этом, в заявлении тогдашнего генерального секретаря ОДКБ Николая Бордюжи не было и намека на поддержку Армении, а «выражалась» только «озабоченность» (нашим «утешением» тогда была формулировка «Нагорно-Карабахская Республика» в тексте заявления). Не менее примечательной была реакция ОДКБ во время апрельской войны, где тоже не было упоминаний о поддержке Армении, а только отмечалось, что эскалацию ситуации инициировал Азербайджан.
Такие заявления, конечно, логичны и, следовательно, исходят из армянских интересов. Однако, заявления такого рода Армения может ожидать, так сказать, от «не родных» или нейтральных организаций, начиная с НАТО, заканчивая Организацией африканского единства. От ОДКБ — своих союзников, Армения справедливо может ожидать совершенно других по качеству заявлений, которые выражали бы, что эта организация и его члены являются союзниками Армении и готовы защитить Армению от любого агрессора и способствовать урегулированию конфликта в интересах армянской стороны.