Как и следовало ожидать, реакция на признание Соединенными Штатами Иерусалима столицей Израиля оказалась резкой и яростной. В Секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан, который примыкает к восточной, палестинской части Иерусалима, начались столкновения с израильскими силами безопасности.
Власти Израиля разместили там дополнительные подразделения, но именно они и подвергаются нападениям палестинцев: летят камни, пылают шины, были зафиксированы даже две попытки пуска ракет из Сектора Газа, к счастью, неудачные. Было бы странно, если бы ситуацией не воспользовалась ХАМАС — палестинская военизированная группировка, популярная в Секторе Газа.
Ее лидер — Исмаил Ханийя — призвал пятницу 8 декабря превратить в «день гнева» и первый день интифады — войны против Израиля. Если вспомнить, что во время первой интифады 1987-1993 годов погибло больше двух тысяч человек, а во время второй, известной как «интифада Аль-Аксы», с 2000 по 2005 годы, — около шести тысяч человек, то новая вспышка насилия между палестинцами и израильтянами обернется новыми жертвами и срывом переговорного процесса об урегулировании. Уже сейчас поступают данные о десятках пострадавших в результате начавшихся столкновений.
К
Президент Эрдоган заявил, что Дональд Трамп своим решением «бросил регион в кольцо огня». Тяжелые последствия часто упоминаются в комментариях.
Одна из палестинских газет назвала этот акт Белого дома «пощечиной столетия» и в передовице предсказала, что в регионе «разверзнутся ворота ада». Очевидно, если долго и интенсивно призывать огонь, без огня не обойдется. Хорошо, если усилиями международных партнеров удастся нынешнюю протестную волну пригасить, не дав ей развернуться в новую интифаду.
Безрассудное решение американского президента, направленное на попытку заручиться поддержкой еврейского лобби в стране в тот момент, когда сам Трамп и Республиканская партия переживают нелегкие времена, запускает необратимые процессы, оживляя старый конфликт с его еще незажившими ранами.
Помимо негативных последствий для Ближнего Востока от, собственно, американского решения о статусе Иерусалима, мир ощутит большой дискомфорт от отсутствия понятной и последовательной американской политики. Потому что если сегодня ты выстраиваешь тесные отношения с арабскими союзниками, а завтра им отвешиваешь унизительную пощечину, сложно назвать такие отношения партнерскими и сколько-нибудь предсказуемыми.
Проблема Америки Дональда Трампа для мира в том, что США перестают быть для кого-либо: а) предсказуемым и б) партнером.
Эта проблема выходит далеко за рамки ближневосточного региона. Но кровь прольется — уже проливается — в первую очередь, здесь. За то, что вчерашнему шоумену кажется продолжением телешоу, в реальном мире погибнут живые люди.