В 2017 году исполнилось 100-лет Русской революции. При президенте Путине Россия постепенно укрепляет свои позиции, однако при этом страна славится не только политической и военной сферами, но и литературой, музыкой и другими областями искусства. Как же изображал эту страну кинематограф, который называют зеркалом, отражающим время?
«Я думаю, кино — это хорошее средство для того, чтобы понять Россию. Прежде всего, ни в коем случае нельзя обойти вниманием „Броненосец Потемкин“ (1925 год, СССР). Например, в Голландии моряки, под впечатлением от этого фильма, подняли восстание, похожее на то, о котором повествуется в этом кино. Кроме того, передовые художественные приемы, использованные в „Броненосце Потемкине“, стали образцом для последующих режиссеров, включая Брайана Де Пальма (Brian De Palma) и Фрэнсиса Форда Коппола (Francis Ford Coppola). Даже современные любители кино могут обнаружить в этом фильме поразительные сцены», — говорит кинокритик Юити Маэда (Yuichi Maeda).
Восстание на броненосце Черноморского флота «Потемкин», произошедшее в 1905 году, ускорило завершение русско-японской войны. В результате царская власть начинает постепенно терять свои позиции. После этого разразилась Первая мировая война, которая привела к росту цен. Рабочие, выступившие против этого, подняли Февральскую революцию, и династия Романовых лишилась своей власти. Большевики взяли страну под свой контроль, и в 1922 году на свет появилось первое в мире социалистическое государство.
Когда между СССР и США началась холодная война, советский кинематограф начинает развиваться бурными темпами в противовес Голливуду. В то время советские люди посещали кинотеатры более 15 раз в год. Это говорит о серьезных масштабах индустрии. Именно в тот период на международных кинофестивалях в Каннах и Венеции был высоко оценен «Солярис» (1972, СССР) и другие фильмы режиссера Андрея Тарковского. В свою очередь, в США в большом количестве начинают выходить фильмы, в которых СССР рассматривается в качестве врага: «Рокки 4» (США, 1985 год), а также ленты про шпионов.
Современное российское кино развлекательной направленности
В СССР началась перестройка, и в 1991 году союз прекратил свое существование. Киноиндустрия приходит в полный упадок. Возрождения приходится ждать до первой половины 2000-х годов, когда происходит рассвет экономики, вызванный ростом цен на нефть.
«Под влиянием американских фильмов российское кино начинает приобретать все более развлекательную направленность. Очевидно, что „Ночной дозор“ (Россия, 2004 год), в котором изображается борьба с потусторонним миром и который отметился невероятными для российского кино кассовыми сборами, а также другие развлекательные фильмы ориентируются на голливудское кино, в которых используется большое количество спецэффектов. Например, каскадер Виктор Иванов, ставивший трюки в фильмах о Джейсоне Борне, работал над постановкой автомобильных погонь в российском блокбастере „Стритрейсеры“ (2008 год), в котором соревнуются „Феррари“ и другие шикарные авто. Таким образом, российская киноиндустрия активно привлекает профессионалов, работавших в Голивуде», — отмечает Юити Маэда.
За счет стремительного развития российской киноиндустрии удалось обойти Японию по количеству зрителей. За счет увеличения субсидий и других мер президент Путин стремится к тому, чтобы вернуть национальному кинематографу былое величие. Интересно, увидим ли мы плоды этих стараний в фильмах будущих поколений?