Бывает, смотришь на страну и спрашиваешь себя, действительно ли люди этой страны верят в то, что говорят. Искренне ли считают британские сторонники Брексита, что все зло исходит из ЕС? Действительно ли беженцы и финансист Джордж Сорос (George Soros) — враги Венгрии, как утверждает правительство в Будапеште в плакатных кампаниях, проводимых за счет налогоплательщиков? На самом ли деле Дональд Трамп думает, что он — самый умный человек на свете?
Если ответ — да, то нужно исходить из того, что они имеют в виду нечто совсем иное, что фактически невозможно проверить. Во всяком случае, Россия как раз дала потрясающий пример.
Несколько дней тому назад пассажиры, летящие из Берлина в Копенгаген, могли на борту самолета авиакомпании Easyjet найти один журнал. И лишь благодаря ремню безопасности им удалось бы, вероятно, не свалиться с кресла.
На странице 110 имелась реклама чего-то под названием Made in Russia. Текст гласил: «Все знают, что Россия — самая большая страна в мире, где дружелюбные и спокойные люди с улыбкой встречают сильный мороз. Но лишь немногие знают, что Россия — важный экспортер потребительских товаров во все страны мира».
Невозможно отрицать, что Россия — самая большая страна в мире. Более сомнительно считать, что все русские дружелюбны, спокойны и улыбчивы. И совсем уж непонятно утверждение о том, что страна экспортирует потребительские товары в достойном упоминания объеме.
Насколько дружелюбное и симпатичное впечатление производит тот или иной народ — дело вкуса. Но все-таки можно сказать, что русские не славятся особой любезностью или спокойным поведением. На западных курортах о них говорят как о толстых, невоспитанных и вообще малосимпатичных людях. Так ведут себя и молодые датчане, когда отправляются в Прагу или на Черное море, чтобы хорошенько выпить. Но вряд ли можно сказать то же самое о людях из других стран. Москва занимает 80-е место в опубликованном журналом The Economist рейтинге городов мира по качеству жизни, и это тоже свидетельствует, что правила такта и хорошего тона не выполняются досконально (первое место занимает Мельбурн, второе — Вена и 21-е — Копенгаген).
Есть еще один момент, привлекающий внимание к этой странной рекламе: очень редко можно встретить российские потребительские товары. Даже «Ладу» можно найти, только если повезет. И уже давно не увидишь российских зубочисток или авиамоделей.
Поведение человека — это прежде всего его личное дело. Если человек недоволен, то это может иметь причину. Коррупционный режим, неинтересная работа или плохие перспективы на будущее, например, коммунизм, установлению которого в эти дни исполняется 100 лет, и его остаточное влияние, безусловно, делают здесь свое дело.
Беспокоит и поражает то, что предприятие Made in Russia, видимо, совершенно серьезно может выдвигать утверждения, которые в лучшем случае можно обсуждать, а в худшем — воспринимать как совершенно нереальные. Про российские власти говорят, что они поставляют западным получателям fake news, то есть фейковые новости, поэтому, может быть, это и неудивительно. Обычно отправитель таких новостей хочет оставаться в тени. Но здесь не тот случай.
С такой точки зрения это может объяснить и многое другое. Если вы убеждены в том, что Россия — крупный экспортер потребительских товаров, то можно и правительству поверить, когда оно заявляет, что аннексия Крыма была правильной и благоразумной.
Если вы согласны с тем, что вы сами и ваши сограждане — народ умелый, то вы выдвигаете теорию заговоров, согласно которой Запад выступает против вас и хочет покорить российский народ. Граница между правильным и ложным исчезает. Серые зоны, где может находиться действительность, не признаются. Это явно влияет на большую часть российского населения (хотя никогда не стоит забывать смелых людей, которые борются за демократию и правовое государство). Но если смотреть на это с борта самолета на высоте 8 тысяч метров по пути из Берлина к Копенгаген, то это производит впечатление анекдота. Спасибо.