28 сентября на Украине вступил в силу новый закон об образовании. До этого сфера регулировалась нормами 26-летней давности. Обсуждали закон последние три года, еще год он находился на доработке между первым и вторым чтением, за время которого прибавил 100 поправок.
После принятия закона министр образования Украины Лилия Гриневич назвала его «основным инструментом модернизации украинского образования и приближения к стандартам ЕС», в то же время в Венгрии и Румынии разгорелся нешуточный скандал по поводу седьмой статьи, которая регулирует язык обучения национальных меньшинств на Украине.
В ответ на его подписание Венгрия пообещала «больно ударить по будущему Украины» — блокировать любые инициативы страны в рамках участия в «Восточном партнерстве» и инициировать пересмотр соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной. Президент Румынии Клаус Йоханнис отменил визит на Украину, поскольку был «неприятно удивлен» тем, что Верховная Рада «без предварительных обсуждений с партнерами Украины» приняла закон, который «жестко ограничивает права национальных меньшинств обучаться на родном языке».
28 сентября Украина отправила текст нового закона об образовании на экспертизу Венецианской комиссии. Тем временем в своей резолюции ПАСЕ заявила, что он «не обеспечивает должного баланса между государственным языком и языками нацменьшинств», но от дальнейших оценок отказалась. Результат анализа Венецианской комиссии будет оглашен к концу года.
С таким мнением украинская сторона категорически не согласна. «Парламентская ассамблея Совета Европы фактически приняла на себя функцию Венецианской комиссии и уже вынесла свое заключение. Это право депутатов. Так же, как это было право наших депутатов внести изменения в закон в день его рассмотрения, — заявила oDR начальник управления международного сотрудничества и европейской интеграции министерства образования Украины Анна Новосад. — На беспокойство Европы мы можем ответить нашим беспокойством по поводу такого предубежденного отношения к Украине. Мы знаем, что именно такую редакцию проталкивала венгерская часть депутатов совместно с румынской делегацией. Обидно, что скандал произошел после всех объяснений, встреч, дебатов. Надеемся, Венецианская комиссия все же услышит наши аргументы и примет их во внимание».
Что на самом деле подразумевает языковая норма
Сегодня на Украине около 400 тысяч представителей нацменьшинств учатся в школе. Из них 356 тыс. — на русском языке (581 школа), чуть более 16 тыс. детей на румынском (75 школ) и венгерском языках (71 школа). Есть на Украине также три молдаво- и пять польскоязычных школ.
Значительная часть представителей нацменьшинств живет в Закарпатской области. В 2017 году чуть больше 54% выпускников Закарпатья не смогли сдать базовый экзамен — внешнее тестирование по украинскому языку, необходимое для поступления в вузы. Соответственно этот же процент выпускников не смог поступить в украинские университеты. Официально именно этот факт стал одной из причин расширения употребления государственного языка в школах.
Во время обсуждения законопроекта в зале Верховной Рады возник спор по поводу статьи о языке. Экс-министр здравоохранения Олег Мусий и депутат Блока Петра Порошенко Оксана Билозир, которую поддержала Радикальная партия, раскритиковали норму и предложили максимально расширить использование украинского языка. В первой редакции статьи, которую подало на голосование министерство, период имплементации новой языковой нормы был более длительный, но за нее не проголосовали. Во время обеденного перерыва депутаты за закрытой дверью составили новый текст статьи, который и был утвержден. Сейчас она звучит так:
«Лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам Украины, гарантируется право на обучение в коммунальных учебных заведениях для получения дошкольного и начального образования, наряду с государственным языком, языком соответствующего национального меньшинства».
Это означает, что с первого по четвертый класс представители нацменьшинств будут изучать предметы на своем языке, украинский — отдельным уроком. С пятого класса их ждет двуязычное образование — четвертый пункт седьмой статьи разрешает преподавать «пару предметов» на официальных языках ЕС. Язык и литературу своего народа нацменьшинства будут изучать как отдельную дисциплину. В русских школах все предметы, кроме русского языка и литературы, и в некоторых случаях предметов из вариативной составляющей (например, истории российской культуры) будут преподаваться на украинском языке.
Крымские татары как представители коренного народа на Украине могут изучать предметы как на крымскотатарском, так и на украинском языке. Однако несмотря на формальное наличие такого права, отдельных школ с крымскотатарским языком обучения нет, а классы есть только в школе № 1 поселка Новоалексеевка в Херсонской области. Скорее всего, количество этих классов будет расти — после аннексии полуострова крымские татары разъехались по материковой Украине.
В законе также значится, что у школы есть время до 2020 года, чтобы начать учить по новым правилам. Правда информации о том, какие меры предусмотрены в случае, если школа этого не сделает, нет.
Неязыковая проблема
Замминистра образования Павел Хобзей назвал приблизительные пропорции изучения украинского языка в школах: «в пятых и шестых классах украинским языком будет преподаваться от 20 до 40 % дисциплин, с седьмого по девятый — 40-60%, а в старшей школе большинство предметов».
Учительница украинского языка и литературы Хустской школы-интерната Закарпатской области Олеся Калинич рассказывает, что сейчас украинский язык в 10-11 физико-математическом классе изучается один час в неделю, в универсальном (без специализации) — два, а в гуманитарном — четыре. Дополнительно изучают украинскую литературу: по два и четыре часа в неделю соответственно. При этом требования к уровню знаний языка для будущих абитуриентов, независимо от языка преподавания в школе, одинаковые.
«Дети Закарпатья сдают внешнее независимое тестирование скорее по необходимости: его результат одновременно не только обязательный вступительный экзамен в вуз, но и выставляется в школьный аттестат. На самом деле, большой процент учеников не планирует дальнейшее обучение на Украине, потому и язык не учит на должном уровне. И эта проблема касается не только венгерских школ на Украине, но и украинских», — поясняет она.
По мнению Калинич, языковая норма закона школьников не пугает, она скорее политически преувеличена: «Закон однозначно положительный. На Украине все должны владеть украинским языком. Проблема в том, что надо другим путем это сделать. Мне кажется, лучше начинать учить украинский постепенно. Возможно в садике еще, или с первого класса, чтобы дети одинаково осваивали терминологию на двух языках».
Эксперт по вопросам образования Виктор Каратов считает, что нацменьшинства сейчас относятся к норме о языке скорее негативно: «Когда мы говорим, что законом об образовании мы заботимся о том, чтобы граждане имели хорошие шансы при поступлении в университеты, мы не говорим о том, что они плевали на наши украинские вузы. Они не видят на Украине ни малейшей перспективы. Закон об образовании эту проблему не решит».
Русский вопрос
Ирина Генич, мать третьеклассника и учительница информатики Николаевской школы № 19 с русским языком преподавания, нововведений не боится: «В нашей школе украинский язык учат на уровне с русским, английским, немецким — никакого уплотнения нет, количество часов равное. Много родителей целенаправленно выбрали нашу школу, поскольку она лучше, чем украинские в микрорайоне. Есть те, кто выбрал школу именно потому, что она „русская", и те, кто совсем не говорят на украинском. Но также есть и те, кто хочет, чтобы школа была украинской, или хотя бы 1-2 классы. Потому одни радуются, другие — обеспокоены».
Она считает, что украинский можно преподавать уже в начальных классах: «Если сейчас моему ребенку начнут преподавать все предметы на украинском, ему будет немного тяжело просто потому, что базовые термины уже выучены. Младшие классы перевести на украинский можно легко, а вот детям постарше будет очень тяжело. Родители к нововведениям относятся не то чтобы негативно, скорее их они настораживают, они просят объяснить, что будет происходить дальше. Но мы постоянно говорим с ними, разъясняем, что переход к украинскому будет плавный. Тогда они успокаиваются».
Ирина Пескова, учительница начальных классов Никопольской школы с русским языком обучения (Днепропетровская область), считает, что закон изменит жизнь ее школы незначительно, а потому причин для беспокойства не видит: «Я работаю в русскоязычном регионе, но совершенно не вижу никаких негативных настроений по поводу новшеств. Сейчас у детей пять часов русского и четыре украинского. Но когда в классе больше 28 человек, украинский изучается как иностранный с делением на две подгруппы — времени на ребенка у учителя больше. В первом классе у нас устный курс украинского — мы разговариваем, учим перевод слов, во втором — объясняем отличие в алфавите, и только в третьем начинаем изучать орфографию. Сейчас все происходит настолько постепенно, что к четвертому классу в изучении украинского языка дети выходят на одинаковый уровень со школами с украинским языком преподавания».
Учителя и родители учеников школ с венгерским языком преподавания, с которыми удалось пообщаться, открыто говорить о языке преподаваниях в их учебных учреждениях отказались, ссылаясь на возможное предание их ответам политического окраса. Собеседники опасаются, что переход от венгерского к украинскому может быть резким и что венгерского языка станет меньше, но с оценками не спешат.
Чего не заметили за нормой о языке
Помимо языковой нормы, закон предусматривает и другие изменения. Так, предполагается, что денег в системе образования станет больше. В первую очередь потому, что теперь планируется ежегодное выделение 7% ВВП только на нужды образования, а также благодаря децентрализации системы управления. В 2017 году на обучение выделили 168,4 млрд. гривен, в 2018 ожидается бюджет в размере 217,8 млрд. гривен.
«Последние два года мы видим, что государство повернулось лицом к среднему образованию. Местные власти стали больше вкладывать в учреждения. Например, в Киеве в этом году пошла треть бюджета. Раньше у нас был дефицит в 50% от потребности, потому что образование финансировалось по остаточному принципу. Сейчас мы в первую очередь выплатили всем зарплату, утеплили здания, закупили книги. Киевские школы получили все, включая моющие средства, маркеры, электронные книги», — говорит советник министра образования Оксана Макаренко.
Одно из основных изменений в образовании — введение 12-летнего школьного обучения. Все, кто пойдет в школу в сентябре 2018 года, будут учиться 12, а не 11 лет. Норма эта не коснется нынешних школьников — они, как и раньше, будут ходить в школу 11 классов.
Но именно дополнительный год обучения вызвал критику не только в сессионном зале, но и среди родителей — они такое новшество восприняли скорее негативно, ссылаясь на перегруженные «ненужными» предметами учебные программы. По словам депутатов, дополнительный год прибавился к старшей школе затем, чтобы детей разгрузить — сделать обучение более плавным. Так, первые и вторые классы буду адаптационными, без оценивания, а старшие три — профильными, с предметами по выбору.
Школьное образование будет поделено на циклы по уровням: адаптационно-игровой, основной, адаптационный и базовый предметный. Для перехода между уровнями, ученикам понадобится пройти итоговую аттестацию, но решающей она станет только в начальной школе — дальше будет проводиться для контроля за качеством образования. В новом законе ставка сделана на школьное самоуправление. Ожидается, что школа сама будет решать, проводить ли, например, линейки на первое сентября и заставлять ли детей носить форму.
Кроме учебы в школе, возможным станет дистанционное (посредством интернета), экстернатное (самостоятельное), семейное или домашнее обучение (хоумскулинг) и патронаж (учитель приходит к ребенку домой, если посещать школу невозможно по состоянию здоровья). До этого дистанционно и экстерном можно было учиться в очень небольшом количестве школ.
Социальный уклон
Отдельно прописаны нормы для учеников с инвалидностью. Ожидается, что украинская школа станет инклюзивной и дети с инвалидностью пойдут в обычные, а не специальные классы. Образовательное учреждение обязано будет обеспечить детей учебниками со шрифтом Брайля, аудиокнигами, преподаванием на языке жестов.
Каждому ребенку государство обязуется обеспечить начальное и базовое среднее образование в школе, за которой закреплена территория, на которой он проживает. Детей из села, которым нужно добираться до школы, должны подвозить автобусы за деньги местного бюджета. Транспорт также должен быть доступен для учеников с инвалидностью.
Сейчас дети учатся по утвержденной единой программе министерства, но основная часть нового закона говорит об индивидуальном подходе к ученику. Учитель не будет скован обязательной министерской программой: он сможет организовать учебный процесс по своему усмотрению, аккредитовать свои программы. Главное — соответствовать прописанным министерством результатам на каждом этапе обучения, а то, как это будет сделано, отныне министерство волновать не будет.
«Мы, учителя, столько лет жаловались на учебные программы, которые предлагает Министерство, а сейчас нам позволят создать собственные. Наверное, не все учителя готовы воспользоваться той свободой, которую нам дает новый закон об образовании. Но очень много активных, креативных учителей ждали его и радовались его принятию», — говорит учительница Олеся Калинич.
Ожидается, что у школ станет меньше проверок, а инспекции и аттестации отменят. Для контроля за образованием будет создана госслужба качества образования. Именно она будет проверять школу планово раз в 10 лет и давать рекомендации.
Траты родительских, государственных, благотворительных и спонсорских денег станут прозрачными — образовательное учреждение отныне обязано публиковать все финансовые отчеты на сайте школы. Закон обязывает школы размещать в свободном доступе информацию о количестве и списке полученной благотворительной помощи, результатах мониторинга качества образования, информацию об учителях и списки платных услуг, а также смету финансирование школы из местного бюджета (сейчас для этого приходится писать информационные запросы).
Родители смогут стать членами попечительского совета, который в свою очередь выбирает директора, контролирует выполнение бюджета и помогает разрабатывать стратегию развития. Если между родителями и школой возникнет спор, то решить его поможет образовательный омбудсмен. Он будет назначаться Кабмином на пятьлет.
Закон также гарантирует, что деньги из госбюджета «пойдут за ребенком», если он будет учиться в частном учреждении. В таком случае на счет частной школы передадут деньги в размере «финансового норматива бюджетной обеспеченности одного ученика общеобразовательного учебного заведения». Сейчас на одного ученика из госбюджета выделяется приблизительно 10 тысяч гривен в год ($385), а на ученика с инвалидностью — 25 тысяч ($961). Какой минимум будет выделен в следующем году, а также по какой процедуре эти деньги смогут быть переданы частному заведению, еще предстоит решить Кабмину. Но заработает эта норма не раньше 1 января 2019 года.
Не забыть про учителей
В законе предусмотрено несколько стимулов для учителей. В первую очередь, материальных. Сейчас украинские учителя-специалисты должны минимально получать 2912 гривен ($116). С 2020 года зарплата учителя будет состоять из 3-х минимальных (сегодня 9600 гривен — $369). Оклады работников следующей квалификационной категории будут повышаться на 10%, к тому же к зарплате будет даваться надбавка за количество проработанных в школе лет.
Те, кто пройдет добровольную сертификацию, смогут повысить зарплату еще на 20%. Она будет засчитываться как аттестация учителя — обязательная процедура раз в пять лет.
При этом в течение каждых пяти лет работы учитель должен будет пройти 150 часов повышения квалификации, но отныне — не за свои деньги и не обязательно в институтах последипломного образования, обучение в котором учителя воспринимают больше как формальность, чем реальный способ научиться новому.
Директора теперь не смогут назначить «сверху» (районные управления образования) — их будут избирать по результатам конкурса сроком на шесть лет. И смогут остаться на должности не более чем два срока. Голосовать на выборах будут учителя школы и родители, а дальше именно директор будет формировать коллектив школы — назначать педагогов на руководящие должности, а также нанимать на работу учителей.
Преждевременная радость
Заработает или нет рамочный закон об образовании, будет зависеть от пока еще не принятых сопроводительных подзаконных актов и сопроводительных отраслевых законов.
Эксперт по вопросам образования Виктор Каратов считает, что главное сейчас — изменить именно систему управления образованием: «Хорошо, что в законе задекларировано так много норм, но нужно понять, как они заработают. Думаю, реформировать образование сверху совершенно невозможно. Какой бы хороший закон у нас не был, есть привычные практики помыкания образованием на низшем уровне. Старая вертикаль, сохранившаяся с советского времени, сейчас доведена до абсурда. Сколько указаний приходит от руководства учителям и директорам! Есть самодуры мэры, которые считают учителей биомассой, которую можно использовать на подтанцовках власти. Главный риск этой реформы, что система управления образованием не изменится. Главная угроза закону — дискредитация прогрессивных идей привычными практиками на местном уровне. Думаю, для достижения результата, некоторые изменения возможны только хирургическим способом».