У правительства и армии было достаточно времени подготовиться к возможным результатам заявления Дональда Трампа. Любому здравомыслящему человеку было ясно, что столь взрывоопасная декларация не может быть проигнорирована палестинцами и арабским миром. Администрация Трампа также осознает потенциальный ущерб, связанный с заявлением Трампа, и поэтому обратилась к израильскому руководству с просьбой не проявлять чрезмерно публичных признаков радости. Однако в Израиле сдержанность не в чести, и многие ведут себя так, словно государство получило повторное признание своего права на существование.
Палестинская реакция (общественности и руководства), несмотря на мощные манифестации в пятницу, может свидетельствовать о том, что израильские опасения по поводу очередной интифады изрядно преувеличены. Однако отныне реакция палестинского общества будет зависеть от того, каким образом Израиль станет действовать против демонстраций и случаев нарушения общественного порядка. Опасный потенциал подобного рода событий во многом зависит от числа погибших и раненных в ходе столкновений с силами безопасности.
Если Израиль считает заявление Трампа об Иерусалиме важным политическим достижением, ему тем более нельзя превратить его в брутальную военную операцию, которая лишь подтвердит аргументы противников американской декларации. Нельзя игнорировать особое отношение к этому акту со стороны значительной части израильского общества, воспринявшей заявление американского президента, как некий драматический, и даже исторический, поворот, касающийся изменения позиции США по вопросу Иерусалима.
Между тем палестинское и арабское общества видят в этом болезненный политический удар, на который невозможно не реагировать. Поэтому от руководства страны, от армии требуется особая политическая и стратегическая мудрость с целью предотвращения серьезных столкновений — до тех пор, пока декларация Трампа не будет использована в качестве дополнительного инструмента для возобновления переговорного процесса по урегулированию конфликта.