Москва — Попросите российских аналитиков описать предстоящую кампанию по выборам президента, и их ответ будет содержать одну и ту же тему — цирк, карнавал, отвлекающий маневр.
Однако они не называют их настоящими выборами.
Поскольку победа президента Владимира Путина гарантирована, то, по мнению аналитиков, начинается жестокая и беспощадная борьба за определение того, кто придет после него и что будет в конце его следующего шестилетнего срока, то есть в 2024 году. Эти людей можно было бы назвать Двором Путина — 40-50 высокопоставленных человек в Кремле и их союзники из числа олигархов, — и именно эти люди в течение следующего президентского срока будут бороться за это будущее.
Когда г-н Путин на прошлой неделе подтвердил, что он в очередной раз будет участвовать в президентских выборах, он, вероятно, сделал выстрел из стартового пистолета, обозначив тем самым начало борьбы среди своих возможных преемников. Конституция не позволяет ему в 2024 году добиваться поста президента в третий раза подряд.
«Сами выборы ничего не значат», — отметил Глеб Павловский, политический аналитик и вывший консультант Кремля. Люди вокруг президента «решают вопрос о том, кем они сами будут после Путина. Это главный мотив начавшейся борьбы — сражение за место в системе после ухода Путина», добавил он.
Никто не может сказать, что сделает Путин (ему сейчас 65 лет) после окончания его следующего президентского срока, однако люди из его близкого окружения уже начали готовиться к тому дню, когда он оставит пост президента, поскольку они хотят сохранить свою власть и избежать тех последствий, который могут возникнуть в результате смены руководства. Дата окончания его следующего срока замаячила на горизонте, и его придворные начинают больше фокусировать внимание на самосохранении, чем на служении г-ну Путину.
Подобное маневрирование на пути к власти, как ожидается, продемонстрирует весь тот драматизм борьбы, которого будет так не хватать по время выборов в 2018 году. Пока все интриги скрыты за кремлевскими стенами, однако они все чаще будут вырываться наружу по мере приближения окончания следующего президентского срока г-на Путина.
Некоторые внутренние баталии уже получили огласку, в том числе во время поразительных слушаний в суде на прошлой неделе по делу обвиняемого в коррупции бывшего министра экономического развития, тогда как результатом другой схватки стало уничтожение уважаемого исследовательского университета.
«Нельзя скрыть огромного напряжения, огромной степени неопределенности внутри российской элиты, — отметил Константин Гаазе (Konstantin Gaaze), аналитические статьи которого постоянно публикуются на веб-сайте московского Карнеги-Центра, занимающегося политическими исследованиями. — Они будут делать глупые вещи, они будут писать доносы друг на друга и передавать их Путину».
В ближайшие три месяца выборы будут главным развлечением. Поскольку г-н Путин, которому в 2024 году, будет 72 года, должен начать составлять что-то вроде плана своей отставки.
По мнению некоторых аналитиков, российский президент считает, что будет ошибкой пытаться удержать это место пожизненно. В какой-то момент, если г-н Путин будет оставаться у власти слишком долго, его могут в срочном порядке сместить — как это было сделано недавно с президентом Робертом Мугабе в Зимбабве после 37 лет пребывания во власти. «Путин считает себя исторической фигурой, и он понимает следующее: если он хочет войти в книги по истории, то он не должен повторить ошибку Мугабе — он должен выбрать правильное время для своего ухода», — подчеркнул глава «Политической экспертной группы» Константин Калачев, который иногда оказывает консультационный услуги Кремлю.
В то же время, г-н Путин, вероятно, захочет сохранить для себя определенную политическую роль после 2024 года, а не просто направиться на свою дачу или, что еще хуже, оказаться в тюрьме.
«Он не может просто уйти, — сказал г-н Гаазе. — Он прекрасно понимает: если его преемник потерпит неудачу, то их обоих отдадут под суд».
Некоторые эксперты полагают, что г-н Путин изменит Конституцию для того, чтобы создать какой-нибудь высший военный совет или совет безопасности и назначит себя его главой, сохранив тем самым свое влияние. «Я не могу представить себе ситуацию, при которой он передаст всю власть своему преемнику; он никому не доверяет», — подчеркнул г-н Гаазе.
Г-н Путин уже делал нечто подобное прежде. Когда в 2008 году его второй подряд президентский срок подошел к концу, он занял пост премьер-министра на время одного президентского срока Дмитрия Медведева, хотя было ясно, что он остается главным руководителем страны. Начиная с выборов 2012 года, президентский срок был увеличен с четырех до шести лет.
Г-н Павловский, работавший в Кремле при президенте Борисе Ельцине, вспоминает о том, что процесс замены больного г-на Ельцина начался сразу после его победы на выборах в 1996 году, когда стало ясно, что он уже больше не будет баллотироваться.
Это означало проведение перестройки государства, а не только замену одного человека. «Мы понимали, что Ельцин уйдет в 2000 году, и мы не хотели, чтобы государство ушло вместе с ним, — сказал г-н Павловский. — Это была Россия Ельцина. Уходит Ельцин, уходит и Россия Ельцина, и нам нужно было найти новую Россию».
Г-н Ельцин назначил г-на Путина своим преемником в 2000 году, и с того времени он остается самым могущественным человеком в России. Г-н Путин сосредоточил в своих руках так много власти, что вопрос о его преемнике становится особенно острым.
«Сегодня мы имеем Россию Путина, — отметил г-н Павловский. — Если Путин уходит, то уходит и Россия Путина. Это тоже опасная ситуация. Его окружение понимает это и хочет сохранить путинскую Россию после его ухода».
Таким образом, все эти различные факторы внутри Двора Путина будут использоваться для того, чтобы убедить Путина в необходимости назвать своего преемника, который наилучшим образом смог бы сохранить их коллективные интересы.
Для тех людей, которые пытаются стать преемниками нынешнего президента, это исключительно сложная задача. Кандидаты вынуждены действовать осторожно, и они не должны восприниматься как непосредственная угроза для президента, который, как известно, активно защищает свои позиции. Тот человек, который будет действовать слишком напористо, слишком быстро, может быть зачищен.
По мере приближения 2024 года способность г-на Путина защищать своих вероятных преемников может ослабнуть, и тогда возникнет риск того, что их могут сместить их соперники.
В результате, как ожидается, никто не будет явно вести борьбу за то, чтобы открыто пытаться стать наследником.
«Те люди, которые считаются возможными преемниками, готовы заплатить за то, чтобы их так не называли», — отметил г-н Калачев.
Кремль опровергает сообщения о внутренних интригах, а Дмитрий Песков, пресс-секретарь г-на Путина, называет подобные спекуляции любимым занятием политических аналитиков. «Именно этим они и занимаются», — сказал он.
Однако уже появились признаки того, что влияние г-на Путина стало ослабевать, а некоторые сведения о жестких стычках среди представителей элиты стали достоянием общественности.
Бывший российский министр экономического развития Алексей Улюкаев произнес в четверг длинный и эмоциональный монолог во время завершения судебных слушаний по делу о коррупции.
Его могут приговорить к 10 годам тюремного заключения по обвинению в вымогательстве взятки в размере 2 миллионов долларов за одобрение крупной сделки, которую хотела заключить Роснефть — крупнейшая нефтяная компания, возглавляемая другом Путина и бывшим сотрудником военной разведки Игорем Сечиным.
Г-н Улюкаев заявляет о своей невиновности и обвиняет г-на Сечина в проведении спецоперации в стиле «плаща и кинжала» — ему был предложен подарок, якобы состоящий из вина и колбас домашнего приготовления, а, на самом деле, переданная ему кожаная сумка оказалась набитой долларовыми купюрами.
В своем выступлении бывший министр предупредил представителей кремлевской элиты о том, что любой их них может оказаться следующим в списке обвиняемых. «Не спрашивай никогда, по ком звонит колокол, он звонит по тебе, — сказал он, цитируя классические строки Джона Донна (John Donne). — Он может прозвонить по любому из вас. Это теперь не составляет большого труда — сумка, корзина, зернистое видео, три клика, и все готово».
Демонстрируя свою силу, г-н Сечин четыре раза игнорировал вызов в суд в качестве свидетеля, ссылаясь на свою большую занятость.
Помимо г-на Улюкаева, г-н Сечин, похоже, намерен уничтожить «Систему» — обладающую значительным капиталом инвестиционную компанию, и делает он это с помощью многочисленных судебных разбирательств, не принимая во внимание сделанное публично замечание г-на Путина о том, что он хотел бы видеть дружеское урегулирование этого конфликта.
Г-н Сечин также публично и неожиданно заявил о своей готовности работать вместе с Рамзаном Кадыровым, автократическим чеченским лидером. Оба они показали свою готовность действовать независимо от г-на Путина, и отдалились от него, хотя именно защита со стороны российского президента позволила им стать весьма значительными фигурами с огромным состоянием и личными вотчинами.
Если у г-на Сечина и г-на Кадырова есть общие цели, то речь идет о попытке помочь выбрать кандидатуру следующего президента, который был бы лучшей гарантией для внутреннего круга. «Потому что все другие, за исключением тех, кто определит преемника г-на Путина, окажутся в большой опасности», — отметил г-н Павловский.
Чем больше г-н Путин превращается в «хромую утку», тем меньше у него может быть влияния при определении преемника и тем больше люди из кремлевского окружения будут пытаться усилить свои позиции. Многие указывают на историю с Европейским университетом в Санкт-Петербурге как на пример того, что защита г-на Путина уже не является столь прочной.
Существует много свидетельств того, что г-н Путин пытался сохранить этот университета — уважаемый, либеральный исследовательский центр постдипломного обучения. Консервативно настроенные националисты ненавидели его, а риелторы и компании-застройщики очень хотели получить в свое распоряжение историческое здание Малого Мраморного дворца, где он располагался.
Сначала этот университет потерял свое здание, а на прошлой неделе он в третий раз был лишен лицензии на осуществление своей деятельности. Его закрытие произошло, несмотря на то, что один из его руководителей этого, а также различные издания сообщили о трех попытках г-на Путина привлечь Министерство образования к защите этого исследовательского и образовательного учреждения.
«Теперь значение приобретает ваш собственный, независимый от Путина потенциал, — подчеркнул г-н Павловский, — потому что стремительно приближается тот момент, когда Путин уже не сможет вам помочь».