Спустя более чем тридцать лет Пентагон представил новую противокорабельную ракету, созданную с использованием стелс-технологий, ранее примененных при производстве бомбардировщика B-2. Новая противокорабельная ракета большой дальности (LRASM) наводится на цель, используя сигналы радара ПВО корабля противника. Эта ракета способна действовать в условиях, где недоступны навигационные системы, такие как GPS.
Основная противокорабельная ракета ВМС США Harpoon была принята на вооружение в 1977 году. Harpoon, противокорабельная крылатая ракета, может быть запущена с корабля, самолета или подводной лодки. На ракете установлена активная радиолокационная система для обнаружения кораблей противника. Несмотря на постепенную модернизацию ракеты пришло время для ее замены.
Активная радиолокационная система наведения на многих противокорабельных ракетах всегда была проблемой. Противокорабельные ракеты, направляясь к противнику, «прижимаются» к воде для того, чтобы как можно дольше не быть обнаруженными радиолокаторами противника. Harpoon летит всего в десяти метрах от поверхности воды.
Проблема в том, что многое может измениться с момента запуска ракеты до достижения ею заданного квадрата. Корабли-цели могут оказаться к тому моменту на расстоянии в несколько миль от их первоначального местоположения, создав так называемую «зону неопределенности» — зону на карте, где находится цель, при этом точное местоположение цели неизвестно. Это может привести к промаху, или, хуже того, к попаданию в неправильную цель. Так в 1987 году иракский истребитель Mirage выпустил две противокорабельные ракеты Exocet по иранским нефтяным танкерам в Персидском заливе. Вместо танкеров ракеты французского производства поразили ракетный фрегат USS Stark. В результате погибли 37 моряков ВМС США.
Менеджер проекта Джо Манчини (Joe Mancini) пояснил, что новая ракета кардинально отличается от предшественников. Вместо использования активной радиолокационной системы для обнаружения целей, LRASM использует пассивный систему. LRASM не излучает электромагнитных сигналов, которые позволили бы противнику обнаружить ракету раньше времени. Вместо этого ракета сама принимает сигналы радаров противника.
Система наведения основана на миниатюризации радиоэлектронных систем ESM, примененных в истребителях F-22 Raptor и F-35 Joint Strike Fighter, а также в бомбардировщике B-2 Spirit. ESM собирает и анализирует электромагнитные сигналы противника. LRASM использует систему ESM, чтобы разобраться со всем электромагнитным шумом, определить уникальные радиосигналы своей цели и уничтожить ее.
Широкоугольный «прожектор» антенны имеет увеличенный сектор обзора. С помощью искусственного интеллекта ракета способна обнаруживать и классифицировать угрозы, уклоняться от них. При приближении, например, к центру вражеской оперативной группировки, располагающейся вокруг авианосца, опираясь на собственную электронную библиотеку кораблей, ракета выберет в качестве цели именно авианосец, а не фрегат. Она также может ударить по определенной части корабля, чтобы нанести максимальный урон.
Помимо высокоточного наведения на цель дальность полета LRASM в три раза превышает радиус действия ракеты Harpoon. Технология минимальной радиолокационной заметности усложняет противнику обнаружить ракету с помощью радаров. Осколочно-фугасная боевая часть LRASM в два раза мощнее чем у Harpoon. Одна LRASM способна потопить эсминец противника водоизмещением в девять тысяч тонн.
ВМС США понадобились десятилетия, чтобы, наконец, выбрать новую противокорабельную ракету, но уникальная система наведения ракеты должна еще доказать способность преодолевать современные системы ПВО, в которых для обнаружения целей используются радары.
В июле Пентагон объявил о покупке 23 ракет для оснащения ими самолетов ВМС и ВВС. Скорее всего, в ближайшем будущем будут закуплены сотни, если не тысячи таких ракет.