Перед входом в античный город Херсонес припаркованы несколько междугородных автобусов. За барной стойкой кафе мужчина двигает взад и вперед турку с кофе на плите с горячим песком. Когда на поверхности жидкости появляются пузырьки, мужчина осторожно переливает ее в небольшую чашечку. «Кофе по-гречески» написано на табличке на барной стойке.
Чуть в стороне от всей этой суеты, на балконе особняка из песчаника, сидит Светлана Мельникова. Ее помощник приносит стул. Виноград обвивает ограду балкона.
Она оглядывает пространство, раскинувшееся перед нею. Остатки античной каменной стены тянутся по пыльной земле. За стеной лежит голубое море. Чуть дальше — бухта Севастополя с серыми военными кораблями российского Черноморского флота, у которого здесь база.
Путин говорит о «российской Мекке»
Мельникова руководит музеем под открытым небом «Херсонес». За прошедшие годы количество посетителей увеличилось во много раз, рассказывает она. В летние дни сюда приходит до 8 тысяч человек.
«Это некий перекресток, на котором встретились язычество, христианство и Римская империя. Херсонес — единственное такое место в России, это наша связь с Европой, с древними цивилизациями и в то же время он — место духовного возникновения русской нации».
Мельникова живет в Херсонесе всего год. До этого она работала в Суздале, также занесенном в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Этот древний русский город расположен примерно в 200 километрах от Москвы. Теперь она хочет превратить Херсонес в туристический центр. Даже Владимир Путин уже побывал там и говорил о «русской Мекке», которая должна появиться здесь. Крым, по словам Путина, имеет такое же «сакральное значение» для русских, как Храмовая гора для евреев и мусульман. Мельникова кивает головой.
«Это место, где великий князь Владимир и его свита стали христианами. Здесь его крестили, здесь был заключен первый в истории России христианский брак и открыта совершенно новая страница в истории русского народа. Для русского народа не было более важного события, чем принятие христианства».
Миллионная поддержка из России
Но Россия инвестирует большие деньги, чтобы обосновать миф о своих духовных и культурных корнях в Крыму и оправдать в глазах заграницы присоединение полуострова. Большинство русского населения безусловно поддерживает аннексию. Россия ссылается на то, что во время спорного референдума 2014 года большинство жителей Крыма проголосовали за Россию. Российское государство выделило недавно в пересчете один миллион евро только для музея под открытым небом в Херсонесе, и Мельникова совершенно не знает, с чего она должна начать, потому что Украина, как она говорит, страшно запустила Херсонес.
«Вы не можете себе это представить, но здесь до сих пор дома отапливают углем и дровами. Нам необходимо проложить водопровод и канализацию, нам нужно освещение».
Перед особняком ожидает Марианна Бабанина. Ей 27 лет, и она показывает гостям территорию музея. Она медленно идет к морю мимо стен античного рыбацкого дома и винного погреба.
Прямо у моря к небу вытянулся ряд белых колонн, остатки базилики, символ Херсонеса. Российский центральный банк напечатал эти колонны на новой банкноте номиналом в 200 рублей.
«Ранее эта базилика была изображена также и на украинской банкноте достоинством в одну гривну. Наше сооружение довольно известно в России, на Украине и в других местах».
К нам подошла пожилая женщина. Ее зовут Светлана Дубова, она была архитектором, живет в Москве и приехала в Севастополь погостить у своей сестры.
«В Херсонесе вы сталкиваетесь с вечностью. Мы все все-таки связаны с европейской цивилизацией».
«С украинской культурой? Мне ничего не приходит в голову в этой связи»
Она поправляет солнцезащитные очки. Она еще может вспомнить о том, как тогдашний руководитель СССР Никита Хрущев взял Крым у Российской советской республики и передал его Украинской советской республике. Она даже плакала! Это было в 1954 году.
Прогулка заканчивается. Марианна Бабанина пробегает мимо остатков амфитеатра. На ступеньках ее начальница Светлана Мельникова разговаривает с посетителями. Но об одном она не говорит — об украинской культуре, которая тоже оставила свой след на полуострове.
«Об украинской культуре? Мне ничего не приходит в голову в этой связи. Марианна, есть ли у нас какое-либо место в Крыму, которое имеет что-то общее с украинской культурой? Я не знаю ни одного. При этом у меня есть кое-какое образование».