О роях дронов военные мечтают давно. Иногда в прессу отдают информацию об испытаниях тех или иных роев. Самый громкий случай — это испытания модели Perdix в октябре 2016 года, когда более сотни малоразмерных дронов были запущены с самолетов F/A-18 Super Hornet с целью отработки совместных действий. Работы над роем Perdix ведутся с 2013 года, цель — создание роя в 1 тысячу машин, но в США есть и другие программы, такие как Gremlins в разработке DARPA и LOCUST управления военно-морских исследований (ONR). Весной этого года американцами даже отрабатывался воздушный бой одного роя дронов против другого.
Развитие искусственного интеллекта, рост возможностей в автономном передвижении и связи множества объектов друг с другом подогревают интерес к использованию малоразмерных беспилотных аппаратов в военных целях.
Как пишет издание The Drive, военно-морские силы США хотели бы видеть «канистры с дронами» под крыльями своих самолетов EA-18G. В октябре прошлого года в ВМС также провели испытания работы пока только одного дрона Dash X в связке с самолетом и остались довольны. Одноразовый и относительно дешевый дрон, который способен находиться в воздухе до 10 часов, смог самостоятельно засечь объект и передать его координаты самолету. Ожидается, что рои подобных дронов смогут не только вести разведку, обнаруживать радары противника и «вскрывать» систему ПВО, но и «глушить» сигналы, и выступать в качестве ложных целей. Дроны смогут лететь настолько медленно и низко, что в теории не попадут на радары врага, и будут применяться в качестве барражирующих боеприпасов.
Агенство DARPA выделило 7.1 миллиона долларов на разработку роя дронов, способного оказывать содействие военнослужащим в ходе городских боев. Над задачей будут работать две команды: одна под руководством Raytheon BBN, вторая — под руководством Northrop Grumman. В теории рой может состоять из 250+ машин, как воздушных, так и наземных. Особое внимание разработчики будут уделять тому, как оператор роя сможет управлять дронами, как он и в каком виде будет получать информацию и отдавать приказы. Обдумываются системы управления через жесты, голосом, движением головы. Создаются специальные алгоритмы, которые бы автоматически заставляли рой выполнять те или иные тактические ходы: например, заход с флангов или выстраивание периметра безопасности. Оцениваются возможности оператора управлять не только всем роем, а его подгруппами. В целом исследователи отмечают, что пока у них нет технологии по управлению большим роем и что пока основные успехи связаны с работой роя в закрытом помещении. В реальной жизни все будет гораздо сложнее, а тем более в боевых условиях.
Размышляя об использовании роя в городских боях, аналитики выделяют три основных области применения.
Первая — это разведка зданий. Здание перед атакой окружает рой дронов, которые осматривают каждое окно, дверь, отверстие, крышу и ищут противника. Информация передается оператору и становится ясно расположение сил врага, понятна необходимость огневой поддержки с воздуха и т. п.
Вторая область применение — это создание дымовой завесы для скрытия передвижения атакующих сил. Вместо бомб или камер с датчиками дроны могут быть экипированы дымовыми шашками и в большом числе могут выставить плотную дымовую завесу.
Третья — это создание физической преграды для огня противника. В прямом смысле слова летящая перед солдатами стена из дронов может, во-первых, скрывать их точное положение, а во-вторых, стать препятствием для пуль и осколков. Учитывая способность роя «самозаживляться», можно поддерживать такую преграду перед солдатами некоторое короткое время, необходимое для атаки, даже если огнем врага будут выбиты сотни дронов из такой стены.
И, наконец, рой дронов сможет быстро до начала открытия огня определить при заданных алгоритмах кто есть кто в толпе, в здании, на улице: кто является боевиком, а кто мирным жителем, у кого есть оружие в руках и у кого его нет. В теории это может минимизировать потери среди мирного населения в ходе городских боев.
Ближайшая задача DARPA в этой области — это создание роя из 50 воздушных и наземных дронов, которые могли бы за 15-30 минут на площади двух городских кварталов обнаружить и изолировать цель.
Не только американцы интересуются стаями дронов.
Financial Times сообщила, что Южная Корея сформирует новое подразделение по применению беспилотников, включая рой дронов для использования в боевых действиях против КНДР в случае начала войны. Представитель министерства обороны Южной Кореи заявил, что подразделение будет сформировано в 2018 году и что у военных есть представление о том, как использовать рой в теории. Помимо очевидных разведывательных функций или дронов со взрывчаткой, обсуждаются даже такие варианты, когда тысячи простейших дешевых дронов облепляют корабль или самолет противника, блокируя его способность эффективно функционировать. При создании подразделения беспилотников Южная Корея будет ориентироваться на опыт Израиля.
Весной в Китае частная компания подняла в воздух рой из тысячи дронов. В июне этого года китайская компания China Electronics Technology Group подняла в воздух рой из 119 дронов, но они уже показывали способность к совместным действиям. По мнению американских аналитиков, Китай взвешивает плюсы и минусы технологии и, возможно, будет воспринимать рои дешевых дронов как ассиметричный ответ на малочисленные дорогие хоть и технически совершенные платформы вооруженных сил других стран. Более того, в этом случае граница между военными технологиями и гражданскими становится еще более размытой и обычные китайские гражданские дроны из магазина могут превращаться в опасный рой под управлением искусственного интеллекта. В компьютерных имитациях использования роев китайцы изображают атаку роя на ракетные установки вероятного противника.
По данным ресурса Rude Baguette, Франция и Великобритания также не прочь получить рои в 250+ дронов, управляемых искусственным интеллектом и способных находиться в воздухе по 6 часов. Рои могут быт использованы как для разведки, так и в качестве инструмента радиоэлектронной борьбы. Или могут быть вооружены или начинены взрывчаткой. Опасения Rude Baguette, впрочем, вызывает вероятность того, что технология использования роя дронов попадет в руки террористов или стран Третьего мира, что станет угрозой всем остальным странам.